Обзор
Шевроле Нива - автомобиль повышенной проходимости, относящийся к сегменту компактных SUV. Производство модели осуществлялось на совместном предприятии "GM-АвтоВАЗ".
Шевроле Нива 2002 - 2009 гг.
Проектирование нового вседорожника на замену "Ниве" началось на АвтоВАЗе еще в середине 80-х годов. Первый концепт новой "Нивы" - ВАЗ - 2123 был продемонстрирован в 1998 году. Из-за финансовых трудностей АвтоВАЗ так и не смог наладить массовое производство новой модели и осуществлял мелкосерийную сборку на мощностях опытно-промышленного производства ОАО "АвтоВАЗ" с 1998 по 2002 год. В 2002 году лицензия на ВАЗ-2123 и права на бренд "Нива" были проданы концерну General Motors. Американские инженеры внесли более 1000 небольших изменений в конструкцию внедорожника, что позволило считать Ниву Шевроле самостоятельной моделью. Конвейер с новоявленной Нивой был запущен в сентябре 2002 года.
С ноября 2006 года до конца апреля 2008 года было выпущено около 1000 Шевроле Нива ФАМ-1. Автомобиль получил индекс 21236 и оснащался двигателем Опель Z18XE (122 л.с.) и 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin с раздаточной коробкой в одном блоке.
В марте 2009 года модель пережила рестайлинг, получив заводской индекс ВАЗ - 212300-55. Обновлением облика автомобиля занималось итальянское дизайн-ателье "BERTONE".
Двигатель
Вседорожник комплектовался бензиновым двигателем объемом 1,7 л (80 л.с.) с приводом ГРМ цепного типа. По отзывам владельцев средний расход топлива составляет около 9 – 10 литров на 100 км, в городе - около 13,5 – 14,5 литров.
Нива ВАЗ - 2123 1998 - 2002 гг.
Если двигатель после длительной стоянки сразу же глохнет после запуска, то скорей всего понадобится замена датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ - 300 рублей). Такое могло случиться уже спустя первых 10 000 км.
Замена высоковольтных проводов может понадобиться по прошествии 60 – 80 тыс. км.
После 100 000 км встречается прогар клапанов, и начинает «сопливить» задний сальник коленвала.
Если при пробеге более 100 – 120 тыс. км пропала тяга, и двигатель «затроил», то возможно «пришел конец» модулю зажигания.
Вскоре возможно появление стука гидрокомпенсаторов. Это может привести к разбиванию резьбы под гидрокомпенсатор, износу коромысел и обгоранию клапанов, что в свою очередь снизит компрессию в цилиндрах. Чтобы избежать недуг, автосервисы рекомендуют держать уровень масла ближе к отметке МАКС. Если стуки не прекратились, то гидрокомпенсаторы лучше заменить. Со временем гидрокомпенсаторы доработали, и срок их службы увеличился.
Спустя 100-150 тыс. км часть моторов начинает потреблять масло – около 200 - 300 гр. на 1000 км. Норма, установленная производителем – 500 гр. на 1000 км. Первопричина - «задубевшие» маслосъемные колпачки, требующие замены. Если в довесок придется обновлять и поршневые кольца, то общие затраты составят около 70 000 рублей.
В некоторых случаях после 120 – 140 тыс. км понадобилась замена масляного насоса.
Регулятор холостого хода (РХХ - около 500 рублей) может выйти из строя по прошествии 130 – 150 тыс. км. О необходимости его замены подскажут плавающие обороты холостого хода.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) обойдется дороже – около 2000 рублей. Выхаживает он, как правило, более 100 000 км.
После 120-150 тыс. км встречается пробой прокладки ГБЦ (свыше 40 000 рублей с работой). Чуть позже настает черед и стартера (4-8 тр).
В целом, серьезных поломок мотора почти не возникает. В процессе эксплуатации часто наблюдаются неустойчивая работа, запуски не с первой попытки и троение. Как правило, это связано с отказами датчиков РХХ, ДПДЗ и положения коленвала (ДПКВ), а так же с неисправностью самого бензонасоса или засорения его приемной сетки.
В поисках «счастья» и надежности работы двигателя некоторые владельцы производят замену штатной ГБЦ на новую INA (около 30 000 рублей). Но отзывы о результатах такой перестановки не однозначные. Не все замечает улучшения. Кроме того, некоторые производят замену штатного распредвала 213 на 214, благодаря чему тяги на низах становится больше, а обороты холостого хода ведут себя более стабильно.
Шевроле Нива 2009 - 2020 гг.
Шум от работающего бензонасоса – частое явление. Его можно было услышать даже на еще совсем новых экземплярах.
При пробеге более 150-170 тыс. км (через 6-8 лет эксплуатации) будет не лишним заглянуть под днище. В месте, где топливные трубки выходят из кузова и огибают лонжерон, скапливается много грязи под металлическим кожухом. В результате возникает очаг коррозии, разрушающий целостность трубопровода. Опасность заключается в возникновении течи бензина и возможности воспламенения.
А при пробеге чуть более 20 000 км может прогореть термоэкран выпускного коллектора (разрушается кронштейн крепления), который при работе двигателя начинает издавать неприятные звуки, напоминающие дребезжание.
Датчик кислорода (лямбда-зонд) выхаживает до 80 – 100 тыс. км. Миновав 100 000 км, скорей всего, понадобится замена катализатора.
Цепь ГРМ
Конструкция штатного натяжителя цепи ГРМ недостаточно надежная - позволяет перескочить цепи. После запуска холодного двигателя гидронатяжитель цепи (ГНЦ) нередко гремит, пока мотор не прогреется. Слабые места натяжителя – ненадежная конструкция алюминиевой трубки подачи масла и обратного клапана. Замена ГНЦ может понадобиться после 50-100 тыс. км (от 800 рублей).
Кроме того, с возрастом нередко рассыпается пластиковый успокоитель цепи.
Цепь порой растягивается после 100-150 тыс. км (6000 рублей за комплект).
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя разочаровывает частым появлением течи радиатора (от 3000 рублей за аналог).
Бачок охлаждающей жидкости нередко превращается в расходник, разрываясь по шву уже через 30 – 40 тыс. км, а то и чаще.
При пробеге более 60-80 тыс. км требует подтяжки нижний патрубок, идущий к радиатору, который нередко срывает. Расположение патрубка и хомута вызывают трудности при проведении этой процедуры.
Замена помпы может понадобиться после 100-150 тыс. км (от 1000 рублей за аналог или 2500 рублей за оригинал).
Трансмиссия
Особенность трансмиссии Chevrolet Niva - нерегулируемые люфты в шлицевых соединениях, проявляющие себя стуками. С этим ничего поделать нельзя, выход только один – смириться. Также при движении автомобиля часто наблюдаются вибрации и гул.
Близкое взаимное расположение рычагов МКПП и раздатки вызывает трудности при одновременном включении задней и понижающей передачи. Они задевают друг за друга.
Включение блокировки дифференциала не такое уж и простое действие, как скажем, переключение передач. Успех операции зависит от наличия момента совпадения зубьев и пазов блокировки муфты. К такому алгоритму работы надо привыкнуть, по другому механизм работать не сможет – нужно самому заботиться о синхронизации.
МКПП
Коробка передач доставляет немало хлопот. Среди них – дребезжание ручки переключения передач на оборотах двигателя 2500 – 3000 об/мин. Официальный дилер в этом случае проводил замену рычага переключения в сборе, но через некоторое время все повторялось.
Нечеткая работа коробки и плохое включение передач возникают при пробеге более 100 – 120 тыс. км. Вскоре появляются и завывания.
Если шум в коробке прекращается при выжиме сцепления, значит «пришло время» подшипнику первичного вала.
В конечном итоге, все заканчивалось ремонтом коробки (17-25 тыс. рублей).
Шевроле Нива 2002 - 2009 гг.
Если возникла проблема с выбиванием 5-ой или задней передачи, скорей всего, необходимо отрегулировать кулису механизма выбора передач. Ослабление хомута ведет к смещению ручки вперед, тогда перестает включаться 5-ая передача, или назад – задняя.
Пыльник рабочего цилиндра сцепления мог прийти в негодность еще на новой машине, едва разменявшей первый десяток тысяч километров.
Сцепление доводится обновлять, преодолев свыше 80-130 тыс. км (4-19 тыс. рублей за комплект плюс 6 000 рублей за работу).
Система полного привода
На Шеви Нива, собранных после апреля 2011 года, замечен дефект раздаточной коробки, выражающийся в самовыключении раздатки. Автосервисы исправляли неисправность заменой передней крышки, в которой установлены все подшипники.
Течь сальников раздаточной коробки – распространенное явление на Шевроле Нива. Около трети владельцев жалуются на подвывание раздатки.
Вой переднего редуктора появляется при пробеге более 130 – 150 тыс. км.
ШРУСовый кардан потребует замены после 140 – 150 тыс. км.
Сальник заднего моста начинали «травить» при пробеге более 30 – 40 тыс. км.
Люфт и стуки в крестовине между карданом и мостом могут появиться спустя 80-100 тыс. км.
После 100 000 км иногда проворачивает подшипник хвостовика переднего или заднего моста.
По прошествии 100-150 тыс. км изнашиваются подшипники задней полуоси.
Силовой агрегат и коробка передач Шевроле Нива FAM-1.
Ходовая
Подвеска легкого внедорожника не доставляет проблем до 60-80 тыс.км. Затем при проезде неровностей сзади могут появиться глухие стуки. Как правило, источник - задние тяги. При внешнем осмотре снаружи резинки кажутся целыми, но внутри скорей всего уже изношены.
Сайлентблоки выхаживают 80-100 тыс. км. При появлении стуков возможна их протяжка.
Конструкция ступичных подшипников требует регулировки и подтяжки через каждые 30 000 км – настоящий анахронизм. Замена может понадобиться после 80-100 тыс. км (1-3 тыс. рублей). Комплект усиленных ступиц с кулаками обойдется в 18 000 рублей.
Шаровые ходят около 50 – 70 тыс. км.
Амортизаторы служат около 60-80 тыс. км.
Слабое место в передней подвеске - резино-металлические шарниры верхнего правого рычага, испытывающие термическое воздействие со стороны системы выпуска отработавших газов.
Наружные и внутренние ШРУС на передней оси могут потребовать внимания после 100-150 тыс. км.
Тормозные шланги после 100 000 км или 5 лет эксплуатации лучше заменить на новые. Чаще выходят из строя передние тормозные шланги.
Передние тормозные диски служат около 60 – 70 тыс. км, передние тормозные колодки - около 30-40 тыс. км. Задние барабаны выхаживают более 120 000 км, задние тормозные колодки - около 60-80 тыс. км.
Кузов
Кузов Шеви Нива начинает цвести через 6-10 лет эксплуатации. Рыжие точки появляются на уголке лючка бензобака, на стыке крыши и стоек, на порогах, внизу задних крыльев и двери багажника. Облезает и начинает ржаветь накладка между задним бампером и багажником. Краска вздувается на арках и капоте.
Передняя панель Шевроле Нива 2002 - 2009 гг.
Задний и передний бампер, особенно после рестайлинга, подходят только для передвижений по асфальту и легкому бездорожью. Направляющие заднего бампера крепятся на клепках, ослабевающих со временем, что вызывает появление щели между бампером и кузовом.
Лонжероны под днищем автомобиля - в их средней части - недостаточно прочны. При установке домкрата прямо под них могут остаться вмятины. Также могут возникать скрипы во время вращения рулем – это «дышит» лонжерон и «отдает» в защиту. Лечится подкладыванием резины из кусков автомобильной камеры к лонжерону под креплением защиты.
Верхний внутренний край двери багажника, соприкасающийся с уплотнителем, стирается до металла. Из-за плохой работы замка задней двери могут возникнуть проблемы с ее открыванием. Для этого необходимо левой рукой прижать правый верхний угол двери и повторить попытку. Сам замок может отказать из-за коррозии через 6-7 лет эксплуатации.
Со временем может ослабнуть болт, удерживающий антенну на крыше, и через нее начнет попадать вода. Подтянуть его можно, сняв пластиковую облицовку вокруг салонного зеркала.
Часто появляется люфт у водительской двери. Для его устранения нужна замена втулки из латуни (600рублей).
Ослабевает и крепления наружных ручек, из-за чего они начинают отходить от двери вместе с уплотнителем. Для их подтяжки придется снимать внутреннюю обшивку дверей.
Бархотки на дверях со временем царапают стекла. А направляющие стекол нередко допускают перекос стекол при поднятии или опускании. Электростеклоподъемники отказывают через 6-8 лет эксплуатации из-за окисления контактов. Электродвигатели опускания/подъема стекол выходят из строя чаще. Нередко моторчик после разборки и прочистки оживает.
Интерьер
Пластиковые детали интерьера салона со временем начинают «звучать».
Шевроле Нива 2009 - 2020
Вода в салоне может появиться из-за забитого сливного отверстия за расширительным бачком и аккумулятором, а так же через уплотнение рулевого вала.
Под воздействием солнца и тепла крышка бардачка может деформироваться. Замена на новую без «усиливающей» пластины поможет не надолго - до первого «пекла».
Зимой при возникновении в салоне холодных потоков воздуха необходимо проверить пыльник рычага КПП и РК. Скорей всего, он порвался, и его придется заменить.
Кондиционер и отопитель
Замасливание компрессора кондиционера возможно из-за подтекания нагнетающей трубки. Подтягивать ее надо аккуратно - болт может лопнуть при небольшом усилии. После «грязевой ванны» могут зашуметь подшипники кондиционера.
По отзывам владельцев, зимой недостаточно тепла попадает в ноги к задним пассажирам. Если печка не работает, необходимо проверить трос управления заслонкой.
Радиатор отопителя (1-2 тыс. рублей) начинает подтекать после 100-150 тыс. км. Для его замены приходится демонтировать переднюю панель.
Патрубки отопителя потребуют замены примерно через 200 000 км.
Моторчик отопителя может выйти из строя по прошествии 100-150 тыс. км (2-5 тр).
Электрика
При пробеге более 100-150 тыс. км отказывают реле стеклоочистителей и поворота.
Один из знаменитых фокусов, «выкидываемых» Шевроле Нива – включение зажигания без ключей при включении габаритов и ближнего света. Секрет в кнопке включения габаритов и ближнего, «сажающей» плюс (+) на зажигание.
Передняя панель Шевроле Нива 2009 - 2020 гг.
Указатель уровня топлива может отказать после 60-80 тыс. км.
Со временем сдается и указатель температуры охлаждающей жидкости, показывающий завышенные значения. Его показания снижаются при включении дополнительных электропотребителей.
Штатный брелок управления центральным замком порой начинает плохо работать, а вскоре и вовсе отказывает. Причина в плохой пропайке элементов электросхемы брелка, которые вскоре начинают отваливаться.
Штатный генератор на 80А плохо вытягивает нагрузку, вызывая быстрый разряд аккумуляторной батареи. Неплохая альтернатива ему составит около 4000 рублей в лице генератора на 115 А (6-9 тр).
Плохой контакт в монтажном блоке вызывает оплавление 2-х гнезд предохранителей – обогрев заднего стекла и зеркал, и вентилятора печки. А плохой контакт лампы габаритного света вызывает обгорание патрона и оплавление пластика отражателя передней блок-фары.
Стоит ли покупать?
Что же в итоге? Шевроле Нива по сути все тот же отечественный АвтоВАЗ. Спрятаться отечественным разработкам за большим американским крестом так и не удалось. Никаким волшебным образом желтый шильдик не повлиял на качество российских комплектующих Chevrolet Niva и надежность отечественного внедорожника. Тем не менее, возникающие проблемы не столь фатальны, а автомобиль в любой ситуации способен своим ходом добраться до автосервиса. Жаль только, что посещать его приходится довольно часто.
Сравните проблемы
Цель поездки и отсюда решение проблем. Первое грязевая резина.2. Лебёдка, можно возить ручную на 4т с длинным тросом 3.Надувной домкрат.4. Четыре доски с размером в багажник и не страшено, если с головой куда угодно.
Скажу что Машинка нормальная за такие деньги, проходимость хорошая...
Только вот хочется поставить двигатель ВАЗовский 16 клапанный. Вот был бы агрегат.
Кто нибудь знает про это что нибудь?
Решение при запотевании стекол простое - замена фильтра салона (под капотом слева).
В холодное время года постоянно потеют стекла, решения нет, кроме как протирать их каждый день начисто.