Краткое описание
- 4-цилиндровый;
- 8-и и 16-и клапанный;
- карбюратор, одноточечный или многоточечный впрыск;
- атмосферный или с наддувом;
- предназначен для малых или компактных автомобилей;
- рейтинг: ★★★★☆.
Семейство двигателей FIRE дебютировало около 30 лет назад. Первый представитель серии рабочим объемом 1 литр попал в 1985 году под капот Autobianchi Y10, известной на рынках за пределами Испании, как Lancia Y10. Через некоторое время силовой агрегат достался Fiat Uno 45.
Название FIRE – это сокращение от английского Fully Integrated Robotized Engine, что означает высокую степень интеграции между различными версиями двигателя и возможность полного автоматизированного производства.
Признаком современной конструкции (на момент дебюта) стало применение распределительного вала в головке (приводимого ремнем) и электронного зажигания. Головка была изготовлена из алюминия, а блок из чугуна. В первых версиях за питание двигателя топливом отвечал карбюратор Weber. Позже появились версии с одноточечным, а затем и с многоточечным впрыском.
Постоянное расширение линейки двигателей FIRE было заложено уже в конструкцию. Первоначально предлагалась версия рабочим объемом 1,0 литр, которая вскоре пополнилась 0,8-литровой модификацией (для первого Fiat Panda). Со временем появились агрегаты емкостью 1,1, 1,2 и 1,4 литра. В дополнение к 8-клапанным модификациям создали и 16-клапанные. 1,4-литровая версия даже получила турбонаддув. Самый мощный двигатель семейства FIRE развивал 180 л.с.
Двигатели по своей конструкции, хотя уже не молоды, но с успехом применяются и сегодня. Они отличаются сравнительно высокой надежностью и небольшим расходом топлива. А простое устройство и большая популярность способствуют тому, что стоимость обслуживания на фоне конкурентов очень низкая.
На последнем этапе эволюции двигатели FIRE стали очень далеки от прототипа. Они получили название MultiAir и электрогидравлический ГРМ.
Эксплуатация и типичные неисправности
Среди широкого спектра двигателей FIRE наибольшее распространение получили 1,2-литровые версии. Чуть реже встречаются моторы рабочим объемом 1,1 и 1,4 литра. Сильная сторона агрегатов – хорошая долговечность. Даже при пробегах более 200 000 км не видно признаков предельного износа. Неполадки чаще всего вызваны неправильной эксплуатацией.
Проблемы с маслом.
Большой расход масла в двигателях рабочим объемом 1,4 литра, серьезные утечки в более «мелких» двигателях – все это обязывает как можно чаще контролировать уровень масла. Борьба с этими недостатками является обременительной и не приносит длительного эффекта.
Выход из строя генератора.
Генератор чувствителен к влаге. В некоторых моделях, в первую очередь в Fiat Punto, неисправность лежит на повестке дня.
Ремень ГРМ.
1,2-литровый 16-клапанный мотор не терпит затягивания с заменой ремня ГРМ. В 8-клапанных версиях при обрыве ремня исключен риск столкновения поршней с клапанами.
Технические характеристики
Версия |
0,8 - 34 |
1.0 - 45 |
1.0 - 45 |
1.1 - 57 |
1.1 - 54 |
Система питания |
карбюратор |
карбюратор |
форсунки, одноточечный впрыск |
карбюратор |
форсунки, одноточечный впрыск |
Рабочий объем |
769 см3 |
999 см3 |
999 см3 |
1108 см3 |
1108 см3 |
Количество цил. / клапанов |
R4 / 8 |
R4 / 8 |
R4 / 8 |
R4 / 8 |
R4 / 8 |
Максимальная мощность |
34 л.с. / 5250 |
45 л.с. / 5000 |
45 л.с. / 5000 |
57 л.с. / 5500 |
54 л.с. / 5000 |
Макс. крутящий момент. |
57 Нм / 3000 |
80 Нм / 2750 |
75 Нм / 3250 |
89 Нм / 3000 |
86 Нм / 2750 |
Привод ГРМ |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
Версия |
1.2 - 60 |
1.2 - 75 |
1.2 16V - 80 |
1,4 - 77 |
1.4 16V - 105 |
Система питания |
форсунки, одноточечный впрыск |
форсунки, многоточечный впрыск |
форсунки, одноточечный впрыск |
форсунки, многоточечный впрыск |
форсунки, одноточечный впрыск |
Рабочий объем |
1242 см3 |
1242 см3 |
1242 см3 |
1368 см3 |
1368 см3 |
Количество цил. / клапанов |
R4 / 8 |
R4 / 8 |
R4 / 16 |
R4 / 8 |
R4 / 16 |
Максимальная мощность |
60 л.с. / 5000 |
75 л.с. / 6000 |
80 л.с. / 5000 |
77 л.с. / 6000 |
105 л.с. / 6500 |
Макс. крутящий момент. |
102 Нм / 2500 |
106 Нм / 4000 |
114 Нм / 4000 |
115 Нм / 3250 |
130 Нм / 4000 |
Привод ГРМ |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
зубчатый ремень |
Применение
Alfa Romeo MiTo: с 09.2008
Alfa Romeo Giulietta: с 04.2010
Fiat Cinquecento: 10.1994-01.1998
Fiat Seicento: 01.1998-01.2010
Fiat Uno: 04.1985-10.2002
Fiat Panda I: 01.1986-07.2004
Fiat Panda II: 03.2009-09.2012
Fiat Panda III: с 02.2012
Fiat 500: с 10.2007
Fiat 500L: 09.2012
Fiat Punto I: 09.1993-09.1999
Fiat Punto II: 09.1999-01.2008
Fiat Grande Punto/Punto: с 10.2005
Fiat Siena/Palio Weekend: 09.1998-05.2007
Fiat Idea: 12.2003-07.2012
Fiat Tipo: 01.1988-04.1995
Fiat Stilo: 02.2002-11.2006
Fiat Bravo/Brava: с 10.1995
Ford Ka: с 10.2008
Lancia Y10: 03.1985-12.1995
Lancia Y: 11.1995-09.2003
Lancia Ypsilon I/II: с 10.2003
Lancia Musa: 10.2004-07.2012
Lancia Delta: с 09.2008
Заключение
Преклонный возраст конструкции двигателя не является проблемой. Наоборот, моторы FIRE отлично продуманы для «механиков», запасные части легкодоступные и недорогие, а вероятность отказа невысокая. Динамика большинства моделей не восхищает, но компенсируется малым расходом топлива.