В 1997 году Фольксваген представил приемника своей ключевой модели – Golf четвертого поколения. Через несколько месяцев после дебюта вышла его спортивная версия – GTI. К сожалению, она не стала продолжением культового GTI, что вызвало большое разочарование среди поклонников марки и модели. Однако автомобиль пользовался довольно большим спросом. Поэтому сегодня на вторичном рынке можно найти много любопытных экземпляров.
Интерьер
Интерьер Golf 4 GTI представляет собой всем известный типичный фольксвагеновский стиль. Он точно выверен, строг и эргономичен. Версия GTI получила приглушенные спортивные нотки. Внутри Вы найдете характерную клетчатую обивку на сиденьях, ручку переключения в виде мяча для гольфа и красные акценты. В довесок Вы получите реалистичные и захватывающие кресла знаменитого Recaro (встречаются в разных вариантах цветов, например, Recaro Blue) и регулируемое в двух плоскостях трехспицевое рулевое колесо с кожаной оплеткой. На этом спортивные акценты заканчиваются. Характерные черты в салоне: черный интерьер (передняя панель, боковые панели, ковер) и элегантные вставки из черного дерева вокруг центральной консоли, крышки пепельницы и дверных ручек. Подсветка шкал приборов – типичная для Volkswagen того периода – синяя.
Для отделки использованы материалы самого высокого качества. Хотя после нескольких лет эксплуатации появляются типовые дефекты – облазит обрезиненное покрытие с дверных ручек, центральной консоли и накладке на руле. Нередко облазит кожа на руле, и появляются потертости на водительском сиденье. Это выглядит отвратительно, особенно в автомобиле такой именитой марки. С возрастом пластиковые элементы интерьера начинают скрипеть при проезде неровностей.
VW Golf GTI был дополнительно оборудован системами из области комфорта и безопасности. В прайс-листах версия GTI фигурировала выше топовой Highline. Практически все образцы имели автоматический климат-контроль Climatronic, электрические стеклоподъемники, электропривод зеркал, люк на крыше, аудиосистему с CD-чейнджером на 6 дисков, 8 динамиков, тонированные стекла и многое другое. За безопасность отвечали 4 подушки безопасности, ABS, электроуправляемый дифференциал EDS.
На передних сиденьях, как и в обычном Гольфе, достаточно просторно. Каждый сможет найти удобное положение за рулем. Сзади свободного места мало - тесно. Высоким пассажирам будет некомфортно.
Двигатели
Чаще всего под капот Golf 4 GTI попадал 1,8-турбовый бензиновый двигатель в двух вариантах мощности 150 и 180 л.с. (соответственно 210 и 235 Нм). Этот двигатель считается лучшим в истории Volkswagen. В его основе проверенная временем конструкция, известная по Golf III, Passat B4 и Audi 80. Мотор получил современную 20-клапанную схему (на каждый цилиндр 3 впускных и 2 выпускных клапана), головку с двумя распределительными валами и турбонаддувом.
Двигатель получился сравнительно надежным, но во время эксплуатации нуждался в заботливом отношении. Турбокомпрессор требовал прогрева и охлаждения, а применяемое моторное масло должно было быть только синтетическим – в соответствии с рекомендациями Фольксваген. Известны случаи высокого расхода масла, но закономерных причин не найдено. Все зависит от условий эксплуатации конкретного экземпляра.
Довольно дорого обходятся эпизодические проблемы с системой газораспределения. Характерный шорох может быть предвестником замены натяжителя малой цепи (до 700 долларов), которая соединяет распределительные валы, либо гидрокомпенсаторов зазора клапанов. Также случаются сбои в работе датчиков, например, расходомера воздуха. Симптомы – плавающие обороты и неприятные вибрации. Зачастую помогает банальная очистка датчика.
Турбомотор VW Golf GTI обеспечивает вполне приемлемый расход топлива – около 8-9 литров в городе. При более интенсивном ритме движения аппетит вырастает до 10 л/100 км, что является удовлетворительным результатом. Двигатель 1.8 Turbo – это идеальный компромисс между затратами на эксплуатацию (неисправности действительно случаются редко), расходом топлива и удовольствием от вождения. Мощность и крутящий момент в этом двигателе распределены очень равномерно, благодаря чему автомобиль охотно разгоняется даже на 5-ой передаче.
Турбомотор очень лоялен к доработкам. 150-сильная версия после чип-тюнинга легко может обеспечивать 185 л.с. Для дальнейшей «прокачки» понадобится замена турбокомпрессора и форсунок.
Помимо бензинового агрегата предлагался и турбодизель. Но найти подобный экземпляр очень сложно. Данная версия получила популярный и легендарный 1.9 TDI самой высокой мощности среди серийных 1,9-литровых дизелей с насос-форсунками. 150 л.с.и 320 Нм крутящего момента. Двигатель издает характерный дизельный звук, но впечатляет динамикой, благодаря скачку крутящего момента после 1900 об/мин. Дизельный Golf GTI действительно динамичный и экономичный. Его характеристики сравнимы со 150-сильным 1,8 Turbo, но при этом расход топлива гораздо ниже.
Однако дизель по своей природе требует больше забот. Кроме того, пробег любой из версий Golf 4 GTI уже больше 200 000 км, что означает необходимость некоторых инвестиций. В конце концов, безопаснее и надежнее приобретать Гольф с бензиновым двигателем.
Обозначение |
Мощность [л.с.] / крутящий момент [Нм] |
Разгон до 100 км/ч [с] |
Максимальная скорость [км/ч] |
Средний расход топлива [л/100км] |
1.8 Turbo (AGU, AUM, АRZ, ARX) |
150/210 |
8,5 |
216 |
8,1 |
1.8 Turbo (AUQ) |
180/235 |
7,9 |
228 |
8,1 |
1.9 TDI (ARL) |
150/320 |
8,6 |
216 |
6,5 |
Подвеска
Подвеска Golf GTI практически не отличается от гражданских версий. На передней оси Макферсон, сзади вечная торсионная балка. А вот пружины короче и жестче. Несмотря на это дискомфорта не ощущается. В целом подвеска надежная и дешевая в ремонте. Так амортизатор стоит в пределах 50 долларов. К сожалению, автомобиль склонен к недостаточной поворачиваемости, что ощущается при динамичном входе в резкий поворот. Электронно управляемый дифференциал помогает при резком старте с места.
Неисправности
В целом VW Golf GTI пользуется хорошей репутацией среди владельцев и считается мало проблемным авто. Чаще всего картину портят небольшие мелочи, которые раздражают в повседневной эксплуатации. Это выключатели управления освещением, механизм подъема/опускания стекол, внешние дверные ручки, стеклоочистители и омыватель заднего стекла. Встречаются случаи выхода из строя компрессора кондиционера.
Из серьезных поломок – вышеупомянутый натяжитель малой цепи привода распределительного вала и толкатели клапанов. Игнорирование рекомендаци по замене водяного насоса вместе с ремнем ГРМ впоследствии приводит к дополнительным расходам из-за повторного вмешательства. При правильной эксплуатации турбина выхаживает 250 000 км. Регулярного контроля требует уровень и состояние масла.
Кузов Golf GTI, как правило, не цветет. Все благодаря оцинковке и хорошей защите от коррозии. Следы коррозии – верный признак ненадлежащего кузовного ремонта. Однако алюминиевая задняя дверная ручка окисляется иногда просто так.
В версиях 1.8 Turbo при частых интенсивных ускорениях подвергаются износу ШРУСы и приводные валы. Коррозия слишком быстро атакует выхлопную систему.
По данным статистик GTU, TUV и Dekra Гольф 4-го поколения надежнее своих более молодых последователей. Тоже относится и к версии GTI.
Заключение
На рынке подержанных автомобилей Golf 4 GTI - скорее нишевый продукт, хотя интенсивные поиски дадут свои результаты. Он предлагался в 3-х и 5-дверном исполнении. Двигатели считаются надежными, как и весь автомобиль в целом. Golf GTI приятен в управлении, но назвать его выдающимся спортсменом сложно. Ухоженный экземпляр будет служить безотказно и радовать своего владельца в течение длительного времени.