В теории, это была хорошая идея. Две крупные компании - BMW и французский PSA (Peugeot/Citroen) – объединились, чтобы совместно разработать крупносерийный бензиновый двигатель с турбонаддувом. Неудивительно: такой способ позволяет сократить расходы на проектирование, а так же обменяться опытом и технологиями.
Новый мотор дебютировал в 2006 году под капотом Mini Cooper S (британская марка принадлежит BMW), а с июля 2006 года уже присутствовал в большинстве моделей концерна PSA. Силовой агрегат удостоился титула «Двигатель года» в категории от 1,4 до 1,8 л, который не отдавал долгое время!
Жюри оценило не только передовые технологии (высокая мощность с небольшого объема, турбина twin-scroll, система изменения фаз газораспределения Vanos, прямой впрыск и «умный» насос системы охлаждения), но и хороший баланс между производительностью и средним расходом топлива.
Однако вскоре стали появляться тревожные сообщения о проблемах с 1.6 THP. Первые вопросы возникли к дефектному натяжителю цепи. Признаки неисправности: шумная работа двигателя (цокот) в течение первых минут работы после запуска. После прогрева неприятный шум, как правило, исчезал. В крайних случаях (которых довольно много) цепь после 40-50 тыс. км растягивалась на размер целого звена!
Встречаются и преждевременный износ распределительных валов. Результат? Дорогостоящий ремонт головки. К сожалению, ремонт зачастую давал только временный эффект. Вскоре неисправность возникала вновь.
Еще одна проблема двигателя 1.6 ТНР – это резкие провалы в тяге. Причин несколько. Проблемы с программным обеспечением управления работой силового агрегата, либо уход фаз газораспределения из-за растяжения цепи. Кроме того, растянувшаяся цепь ГРМ может перескочить на несколько зубьев. Иногда блок управления переходит в аварийный режим, обнаружив неправильный состав смеси. При этом на дисплей выводится сообщение о неисправности системы очистки выхлопных газов.
Помимо прочего, необходимо регулярно контролировать уровень масла – некоторые экземпляры способны потреблять до полулитра на 1000 км. Впрочем, светлый дымок из выхлопной трубы – это нормальное явление для двигателей с непосредственным впрыском топлива.
В 2010 году на рынке появился модернизированный вариант мотора, соответствующий стандарту Евро-5. Были усилены элементы ГРМ и возросла мощность большинства модификаций. Но, к сожалению, проблемы с натяжителем цепи полностью не исчезли. Тем не менее, стоит признать, что количество неисправностей существенно сократилось.
Натяжитель цепи ГРМ. Слева - нового образца со сливным отверстием в головке, посередине – старого образца с отверстием на штоке. Справа – неисправный натяжитель нового образца.
И, все же, французско-немецкий бензиновый мотор хорошо подходит для повседневного использования. Он динамичен (при условии, что применяется в автомобилях массой менее 1,5 тонн), приятно звучит и впечатляет своей эластичностью (высокий крутящий момент доступен в широком диапазоне оборотов).
Несколько слов следует посвятить экономичности. Чтобы добиться обещанного результата 6 л/100 км, необходимо очень осторожно обращаться с педалью газа. Для того чтобы использовать весь потенциал двигателя, придется заправляться 98-ым и считаться с расходом на уровне 14-15 л/100 км.
Семейство двигателей (1.6 ТНР и его безнаддувная версия VTi) доступно на рынке уже давно. Поэтому с поиском запасных частей и ремонтом в независимых сервисах не возникнет никаких проблем. Официальных мастерских следует избегать, особенно владельцам Mini и BMW, так как цены в сервисах БМВ очень высокие. Стоит отметить, что в безнаддувных модификациях двигателя проблемы с ГРМ возникают реже.
Производитель по-прежнему работает над увеличением срока службы отдельных элементов силового агрегата. Поэтому натяжитель на моторе 2012 года окажется прочнее, уже модернизированного в 2010 году. Стоимость замены цепи ГРМ с натяжителем и двумя направляющими в обычном сервисе потребует не более 400-500 долларов. Механики рекомендуют использовать заменитель марки «Febi Bilstein». Стоимость комплекта от 100 долларов.
Типичные неисправности
Турбонагнетатель
Симптомы: недостаток мощности, дым из выхлопной трубы, громкий свист при разгоне.
Встречаются случаи износа ротора после небольшого пробега. Ремонт дорог, особенно в мощных модификациях.
Вакуумный насос
Симптомы: отказ усилителя тормозов. Педаль становится «тугой». Для торможения необходимо прикладывать значительные усилия.
Ремонт не будет чрезмерно дорог, но только в том случае, если удастся приобрести заменители высокого качества. Специалисты советуют продукт марки «Pierburg». Стоимость усилителя от 70 долларов, плюс работа. В официальном сервисе за все придется отдать гораздо больше.
Цепь ГРМ
Симптомы: металлический шум в области ГРМ. Чаще всего слышен в течение нескольких секунд после запуска холодного двигателя.
В большинстве экземпляров, выпущенных до 2009 года, проблема появлялась при пробеге более 40 000 км. Цепь может растянуться на длину звена. В настоящее время масштабы проблемы несколько снизились.
Программное обеспечение
Симптомы: автомобиль становится сонным, двигатель довольно неохотно реагирует на добавление газа, появляются сообщения об ошибках.
Причина в просчетах программы управления двигателем. Иногда помогает обновление. Если компьютер обнаружит неправильный состав смеси (плохой бензин или уход фаз газораспределения), то он ограничит мощность двигателя и выдаст сообщение о неисправности системы очистки выхлопных газов.
Распределительные валы
Симптомы: неравномерная работа двигателя, загорание индикатора «check engine».
Слишком длительная эксплуатация с минимальным уровнем масла приводит к быстрому износу валов и вкладышей. Понадобится капитальный ремонт двигателя, в том числе сложной головки. Стоимость устранения неисправности может оказаться значительной, поэтому необходим тщательный контроль за уровнем масла. Производитель рекомендует сорта масла вязкостью 0W-40 и 5W-30 (лучший выбор).
Коллекторы
Симптомы: запах выхлопных газов в салоне, шумная работа двигателя.
Порой встречаются случаи растрескивания выхлопного и впускного коллектора. На аналоги рассчитывать не приходится. Зато можно найти б/у. За впускной коллектор попросят около 60 долларов, за выпускной – около 50 долларов.
Применение 1.6 THP
Citroen C4 II – с 2010 года;
Citroen C5 II – с 2008 года;
Citroen DS3 – с 2010 года;
Citroen DS4 – с 2010 года;
Peugeot 208 – с 2012 года;
Peugeot 308 – с 2007 года;
BMW 1 series – с 2011 года;
Mini Cooper – с 2006 года.
Примерные цены на запасные части для версии 150 л.с.
Позиция |
Оригинал, $ |
Заменитель, $ |
масляный фильтр / воздушный |
8/7 |
5/7 |
свеча зажигания |
27 |
11 |
турбокомпрессор |
800 |
600 |
клапан рециркуляции выхлопных газов |
130 |
100 |
форсунка |
300 |
200 |
двухмассовый маховик |
600 |
300 |
1.6 THP характеристики двигателя, Часть 1.
Версия |
1.6T (N13) * |
1.6T (N13) * |
1.6 THP |
1.6 THP |
1.6 THP ** |
Годы выпуска |
с 2012 года |
с 2011 года |
2007-10 гг. |
2006-10 гг. |
с 2010 года |
Тип, количество клапанов |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
Рабочий объем |
1598 |
1598 |
1598 |
1598 |
1598 |
Степень сжатия |
10.5: 1 |
10.5: 1 |
10.5: 1 |
10.5: 1 |
11: 1 |
Тип ГРМ |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
Макс. мощность (кВт / л.с. / об. / мин) |
75/102/4000 |
100/136/4350 |
103/140/6000 |
110/150/5800 |
115/156/6000 |
Макс. крут. момент (Нм / об. / Мин) |
180/1100 |
220/1350 |
240/1400 |
240/1400 |
240 / 1400-4000 |
Тип впрыска |
непосред |
непосред |
непосред |
непосред |
непосред |
* Только двигатели BMW 1 и 3 серии; ** С 2011 года также доступны 163 л.с.;
1.6 THP характеристики двигателя Часть 2
Версия |
1.6T (N13) * |
1.6 THP |
1.6 THP |
1.6 THP *** |
1.6 THP **** |
Годы выпуска |
с 2011 года. |
2006-2010 |
с 2010 года. |
с 2010 года. |
с 2008 года. |
Тип, количество клапанов |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
турбо, бенз., R4 / 16 |
Рабочий объем |
1598 |
1598 |
1598 |
1598 |
1598 |
Степень сжатия |
10.5: 1 |
10.5: 1 |
10.5: 1 |
10.5: 1 |
10: 1 |
Тип ГРМ |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
Макс. мощность (кВт / л.с. / об. / мин) |
125/170/4800 |
128/175/6000 |
135/184/5500 |
147/200/5500 |
155/211/6000 |
Макс. крут. момент (Нм / об. / Мин) |
250 / 1500-4500 |
240 / 1600-5000 |
240 / 1600-5000 |
275 / 1700-4500 |
260 / 1850-5600 |
Тип впрыска |
непосред |
непосред |
непосред |
непосред |
непосред |
* Только двигатели BMW 1 и 3 серии;
*** В DS3 Racing мощность 207 л.с.;
**** Только в MINI серии John Cooper Works.