За последние 15 лет большие семиместные MPV практически исчезли с рынка легковых автомобилей. В Европе больше нельзя купить Peugeot 807, Fiat Ulysse, Mazda MPV или Toyota Previa. Renault Espace - это что-то среднее между VW Sharan и Ford Galaxy.
Таким образом, внимание больших семей и практичных людей приковано к пассажирским версиям небольших фургонов. Самый известный - Volkswagen Transporter, особенно пассажирские версии Caravelle и Multivan. Они хороши в управлении и очень практичны, но при этом дорогие и затратны в последующем обслуживании. То же самое можно сказать и о Mercedes V-Class (бывший Viano).
Ford Custom был представлен в пассажирской версии Tourneo и грузовой Transit еще в 2012 году. Самым старым подержанным экземплярам уже больше 10 лет, и цены на них уже опускаются ниже 1,5 миллиона рублей.
Конструктивные особенности
Покупателям придется смириться с тем, что в сравнении с VW Transporter/Multivan это были заведомо более простые автомобили. Вместо задней независимой подвески с пружинами, здесь используется классика фургонов - жесткая балка с листовыми рессорами. В модельном ряду отсутствует полноприводная версия, а такая привычная вещь, как автоматическая коробка передач, появилась лишь в 2017 году.
На шоссе и на хороших дорогах Ford Custom не хуже Транспортера или Мультивена. Он хорошо звукоизолирован, а благодаря длинным передачам механической коробки передач с комфортом справляется с разрешенным законом максимумом. На скорости 130 км/ч даже самая слабая 100-сильная версия дизеля раскручивается всего до 2250 об/мин.
Благодаря точному рулевому управлению и эффективным тормозам Форд управляется уверенно, и водители в основном хвалят его. Хуже дело обстоит на неровных дорогах. Жесткая задняя ось на жестких грузовых шинах подпрыгивает на дороге, а в большом внутреннем пространстве даже незначительные толчки воспринимаются на слух как удары. В поездивших автомобилях ситуация усугубляется скрипом точек крепления сидений, петель боковых сдвижных дверей и громоздкой задней двери. Так что во время поездки ощущаешь себя как в фургоне. Опциональная пневматическая задняя подвеска решает эту проблему, но в этом случае не возможна установка фаркопа.
До конца сентября 2013 года главным недостатком пассажирских вариантов (кроме комфортабельного Tourneo и спартанских Transit Kombi и Kombi Van) была низкая допустимая снаряженная масса буксируемого прицепа с тормозами - от 1500 до 1950 кг, что больше соответствует автомобилям гольф-класса. Интересно, что цельнометаллические фургоны с самого начала могли буксировать прицепы, вполне соответствующие своей категории - от 2100 до 2800 кг. Однако в сентябре 2013 года ситуация была исправлена, и даже пассажирские Транзиты стали буксировать прицепы массой 2000 или 2100 кг (в зависимости от версии). Исключение коснулось фургонов с автоматом, начиная с 2017 года. Им разрешено буксировать на удивление совсем мало - всего 1500 кг.
Ford Custom едет как грузовик, но, к счастью, у него все в порядке по технической части. Например, довольно выносливыми оказались двигатели серии Puma стандарта Евро-5 (до 2016 года).
Массивные передние рычаги - из-под большого Транзита. Задние сайлентблоки раньше периодически разваливались, но позже они были усилены. Теперь они стойко переносят нагрузки.
Порой обнаруживается одна любопытная неисправность - поврежденный трубопровод гидроусилителя руля. Это происходит, когда машина, например, пробирается по глубокой грязи.
Когда щетки автоматической мойки разбросают по стеклу дворники, кажется, что поводки сорвало с посадочного места и при включении стеклоочистителей произойдет их столкновение между собой. С таким исходом сталкивались водители старых французских MPV. Но опасения излишни. В выключенном состоянии стеклоочистители абсолютно свободны и могут перемещаться без сопротивления. Но когда они включаются, два моторчика сначала устанавливают их в исходное положение.
Ford Custom 2.2 TDCi с 2014 года выпуска (то есть уже с приличной буксировочной способностью) до 2016 года (до появления более навороченных современных двигателей 2.0 EcoBlue) - это настоящая находка на роль нормальной семейной или рабочей лошадки за хорошие деньги. Впрочем, многие боятся, что Форды по-прежнему ржавеют. Тем боле, что мы уже сотни раз слышали от представителей марки на презентации очередной новой модели о значительно улучшенной защите от коррозии. Но через четыре года она также начинала ржаветь. Однако Transit (Torneo) Custom старше 8-10 лет так и не ржавеют. Даже в тех местах, где много лет назад кто-то повредил краску, металл до сих пор сияет серебром честной оцинковки. Во внутренних полостях присутствует очень толстый слой воска.
Двигатели
Puma - 2.2 TDCi (R4/16V; 100, 125 или 155 л.с.) 2012 - 2016 год
Двигатели Ford серии Puma очень долговечны, а благодаря пятой форсунке в выхлопе они легко прожигают сажевый фильтр. Часто встречается базовая версия мощностью 100 л.с. Единственное отличие 100-сильной версии от более мощных - турбокомпрессор, сцепление и маховик те же.
Panther - 2.0 EcoBlue (R4/16V; 105, 130, 170 или 185 л.с.) с 2016 года.
Линейка Panther соответствует нормам выбросов Евро-6. Несмотря на небольшой рабочий объем благодаря современным технологиям новые двигатели обладают более высокой производительностью.
Версии разной мощности больше не отличаются друг от друга даже турбонаддувом. Так что 105 л.с. - это просто штраф для тех, кто не хотел платить больше.
В стандартной комплектации эти двигатели оснащены системой AdBlue, но лишены пятой форсунки в выхлопе. Спустя серии неполных регенераций масло будет разбавлено дизельным топливом. После покупки подержанного автомобиля обязательно проведите ручной запуск регенерации, благодаря чему вы сможете контролировать уровень заполнения фильтра и избежать повторных попыток прожига во время коротких поездок.
Пока еще рано выносить окончательный вердикт о надежности двигателя. Зачастую выходят из строя форсунки инновационной конструкции (36 000 рублей). Покупатели подержанных автомобилей не ошибутся, если предпочтут более старый двигатель.
Неисправности и проблемы
Течь трубопровода усилителя рулевого управления: обычно результат механического повреждения. Стоимость 15 000 рублей.
Неисправный испаритель дизельного топлива (форсунка) в выпускном коллекторе: она облегчает прожиг сажевого фильтра в двигателях Euro 5. Форсунка может выйти из строя уже через 250 000 км. Новая оригинальная деталь стоит 68 000 рублей, аналог - от 14 000 рублей.
Преждевременная замена масла в 2.0 EcoBlue: в автомобилях 2016-2017 годов присутствовала ошибка в алгоритме оценки разбавления масла дизельным топливом. Решалось обновлением программного обеспечения.
Разбавление масла дизельным топливом в 2.0 EcoBlue: Двигатели Euro 6 лишились пятой форсунки, а частые попытки прожига сажевого фильтра приводят к разбавлению масла дизельным топливом.
Подергивания и отказы цилиндров в двигателе 2.0 EcoBlue: здесь используется новое поколение системы впрыска Continental, которая порой выходит из строя. Обычно встречаются отказы форсунок.
Пробой прокладки головки блока цилиндров (2.0 EcoBlue): в двигателях 2016-2018 года выпуска, эксплуатируемых при высоких нагрузках, наблюдается вытягивание болтов головки блока цилиндров и, как следствие, выход из строя прокладки.
Рекомендации по обслуживанию
Рекомендуемый производителем межсервисный интервал замены масла составляет 50 000 км или два года, в зависимости от того, что наступит раньше. Наверное, не нужно объяснять, что это продиктовано не столько стойкостью двигателя, сколько снижением ожидаемых затрат на обслуживание, о котором просят крупные клиенты. Поэтому ответственные люди меняют масло чаще, даже несмотря на то, что в двигателе (2.0 EcoBlue) заливается 9,8 литра масла.
Необходимо всегда использовать масла предписанной спецификации, особенно в новых 2.0 EcoBlue. Если вы зальете масло, не соответствующее Ford WSS-M2C950-A, то испортится ремень ГРМ. Здесь он купается в масле. С другой стороны, при правильном масле ремень легко прослужит положенные 240 000 км.
12-вольтовая батарея хранится под водительским сиденьем. При замене не стоит пытаться "выковырять" ее сзади. Необходимо открутить четыре винта и снять сиденье целиком. Ремень безопасности снимать не нужно, он достаточно длинный, чтобы сиденье могло находиться рядом с автомобилем.
Плюсы
Надежная механическая часть
Абсолютно безотказный двигатель 2.2 TDCi (2012-2016)
От шести до девяти полноразмерных сидений
Длинные передачи, подходящие для автомагистрали (кроме автомата)
Выгодные цены и растущий ассортимент подержанных автомобилей
Минусы
Нет полноприводной версии
Низкая масса прицепа с тормозами (особенно до 10/2013)
Короткие передачи автоматической коробки передач (уже 2650 об/мин при 130 км/ч)
Шум и вибрации от задней оси
Более бедная вариативность интерьера по сравнению с VW Multivan - нет системы напольных поручней
История модели
2012 год: презентация модели. Комфортабельная пассажирская версия Tourneo Custom (8 мест), коммерческие - Transit Custom в кузовах Van (2 или 3 места), Estate Van (5 или 6 мест) и Estate Van (8 или 9 мест). Две колесные базы L1 и L2. Двигатели 2.2 TDCi, только в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач.
2013: увеличена максимально допустимая масса прицепа с тормозами.
2014: укорочены с 1-й по 3-ю передачи для версий с системой "стоп-старт".
2016: внедрение новых двигателей 2.0 EcoBlue мощностью 105, 130 и 170 л.с. Соответствие стандарту Евро-6 с помощью AdBlue.
2017: впервые внедрен автомат - 6-скоростной, гидродинамический, собственной разработки Ford.
2018: обновление модели, новые системы помощи.
2019: новая топовая версия 2.0 EcoBlue/185 л.с.
2020: уникальный подключаемый (plug-in) гибрид с двигателем 1.0 EcoBoost мощностью 126 л.с.
Конкуренты
Renault Trafic (с 2014 года). Третье поколение Trafic было представлено в 2014 году с дизельными 1.6 под капотом, причем топовый агрегат с двойным турбонаддувом выдает до 145 л.с. и 340 Нм. Даже ему немного не хватает крутящего момента при полностью загруженном автомобиле. Гораздо лучшим выбором с точки зрения динамики и надежности являются двухлитровые агрегаты, представленные в рестайлинговой версии 2019 года.
Mercedes-Benz V-Class (с 2014 года): четвертое поколение небольшого утилитарного автомобиля Mercedes получило уникальную для своего класса комбинацию переднего или заднего привода. Переднеприводные версии оснащались двигателями Renault объемом 1,6 л мощностью 88 или 114 л.с., заднеприводные - 2,2-литровым четырехцилиндровым двигателем Mercedes-Benz.
Стоит ли покупать?
С момента своего появления новое поколение Transit и Tourneo подавало надежды, что наконец-то появилась солидная альтернатива царствующему Volkswagen T5. Достойный и практичный автомобиль с более доступной ценой, он остается таковым и сегодня. Самый дешевый Tourneo Custom можно купить примерно за 1 500 000 рублей. Приличные экземпляры обычно стоят как минимум на 500 тысяч дороже. Но это все равно заметно меньше, чем в случае с конкурирующим VW Caravelle, который при сопоставимом возрасте и пробеге стоит как минимум на 300 000 рублей дороже. Правда, в отличие от Volkswagen, интерьер Форда выглядит гораздо дешевле, нет опции полного привода, а автоматическая коробка передач появилась не сразу. Тем не менее, это очень заманчивый выбор среди подержанных пассажирских фургонов. В конце концов, многодетным семьям остается все меньше моделей на выбор из-за сокращения предложения в сегменте больших MPV.
Основные технические характеристики
Двигатель - турбированный дизельный четырехцилиндровый
Рабочий объем - 2198 см3
Максимальная мощность - 100 л.с. при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент - 310 Нм при 1300 об/мин
Коробка передач - 6 МКПП
Багажное отделение - 280-2560 л
Колесная база - 2933 мм
Габариты - 4973 x 2272 x 1959 мм
Максимальная скорость - 147 км/ч*
Разгон от 0 до 100 км/ч - 17,2 с
Средний расход топлива - 6,4 л/100 км
* Даже версия 2.2 TDCi мощностью 155 л.с. едет не намного быстрее. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 164 км/ч из-за нагруженных шин. Версии с двигателем EcoBlue, начиная с 2016 года, могут разогнаться только до 180 км/ч.
Сравните проблемы