В случае с турбонагнетателями нам приходится иметь дело с интересной ситуацией. Многочисленные неисправности непрофессионально отремонтированных турбокомпрессоров сформировали среди автолюбителей ложное представление о том, что восстановить «турбину» вне стен завода невозможно. А между тем, в России уже есть много мастерских, которые успешно справляются с регенерацией турбокомпрессоров.

Бесперебойная работа восстановленных турбин на протяжении сотен тысяч километров, доказывает, что ремонт вполне целесообразен. Правда, ключом к успеху является мастерство специалиста.

Нерушимый?

Теоретически, турбокомпрессор должен сохранять исправность, пока «жив» сам двигатель. Если бы не холодные запуски, когда ротор начинает вращение практически «на сухую», и грязь, попадающая через впускной коллектор, турбина выдерживала бы более миллиона километров. Однако реальные условия эксплуатации далеки от идеальных (лабораторных). Поэтому турбокомпрессоры обычно изнашиваются после 200-250 тыс. км. А если двигатель еще имеет и врожденные дефекты, например, связанные с системой смазки (как популярные 2.0 TDI PD VW и 1.6 HDi PSA/1.6 TDCi Ford), то турбина заканчивает свою жизнь еще до рубежа в 100 000 км.

Так, при эксплуатации преимущественно в городе дизель зачастую не успевает прогреваться, а многочисленные запуски заставляют ротор крутиться «в сухую». В итоге, турбонагнетатель с изменяемой геометрией может сдаться уже при достижении 120-150 тыс. км. А если водитель не соблюдает рекомендации производителя по эксплуатации, то и того раньше.

Ремонт возможен.

Турбины очень похожи по своей конструкции, независимо от производителя и типа. Простейшие турбокомпрессоры без изменяемой геометрии управляются обыкновенным пневматическим клапаном. В случае износа весь процесс регенерации нагнетателя сводится к очистке корпуса и замене «ротора». Здесь нет особых сложностей, поэтому производители не скрывают, что ремонт может быть выполнен в любой специализированной мастерской.

Турбокомпрессоры с изменяемой геометрией отличаются тем, что управление производительностью осуществляется не только клапаном, но и за счет лопаток, находящихся под воздействием выхлопных газов. Поэтому в случае ремонта, помимо регенерации внутренностей, необходимо вмешательство и в механизм изменения геометрии. Порой удается отделаться простой очисткой, но иногда приходится полностью менять весь механизм. Если после ремонта все будет правильно отрегулировано, то устройство будет работать как новое.

Управление.

У простейших турбокомпрессоров с пневморегулированием есть один минус: компьютер, давая команду на изменение параметров работы турбины, не знает – был ли выполнен его приказ. Поэтому, все большее число турбокомпрессоров оснащается электроникой. Для этого вакуумные приводы некоторых турбокомпрессоров получили специальные датчики, которые определяют - в каком положении находится система регулирования давления (например, в VW 1.6/2.0 TDI).

В последних решениях, появившихся в начале предыдущего десятилетия, вообще перестали использовать пневморегулирование, применяя только электропривод. Турбину оснастили сервомодулем с электрическим двигателем и датчиком, который как управляет турбиной, так и обеспечивает обратную связь. Эти элементы тоже подлежат износу (сгорает электрический двигатель, повреждается червячная передача, и выходит из строя датчик). Но в большинстве случаев все они могут быть отремонтированы либо заменены.

Хорошо, а не дешевле.

Качественный комплексный ремонт турбокомпрессора – это несколько часов работы. Все начинается с разборки и предварительной проверки. Затем каждый элемент, пригодный для повторного использования, попадает в «мойку». Металлический корпус и коллектор зачищают от ржавчины и повреждений.

После начинается процесс сборки с применением новых элементов. Замене подлежат подшипники, уплотнения, кольца, рабочее колесо турбины с валом и крыльчаткой компрессора. Далее узел проходит тест на герметичность, цель которого выявить возможные утечки масла.

Затем наступает время для балансировки, чтобы устранить вибрации на самых высоких оборотах. Хороший специалист балансирует до тех пор, пока не достигнет параметров более жестких, чем требует производитель. А это порой более десятка корректировок взаимного положения деталей. Такой объем работ подразумевает и высокую стоимость ремонта. Впрочем, регенерация имеет смысл, если затраты не превышают половину стоимости новой турбины.

Типы турбокомпрессоров.

Турбокомпрессоры с фиксированной геометрией.

Используются в бензиновых двигателях и слабых дизелях. Давление наддува регулирует специальный перепускной клапан. Клапан управляется с помощью вакуумного привода через тягу.

Как распознать?

Тяга и пневмопривод, как правило, расположены вдоль оси турбокомпрессора или по диагонали.

Достоинства.

Простая и надежная конструкция.

Недостатки.

Длительная задержка с ответом при нажатии педали газа.

Применение:

Audi A4 B5 1.8T

Citroen Berlingo 2.0 HDI 90 л.с.

Fiat Punto 1.4 T-JET

Opel Vectra 2.0 DTH 101 л.с.

Renault Clio 1.5 DCI 65 л.с.

Skoda Octavia 1.9 TDI 90 л.с.

Турбокомпрессор с изменяемой геометрией (пневматическое управление).

Применяется в большинстве мощных турбодизелей со второй половины 90-х годов. Управление осуществляется путем изменения угла поворота лопаток турбины.

Как распознать?

Пневмопривод и тяга расположены перпендикулярно оси ротора турбокомпрессора.

Достоинства.

Более быстрый отклик на нажатие педали газа и более широкий рабочий диапазон крутящего момента.

Минусы.

Менее надежная конструкция, слишком нежная для применения в бензиновых двигателях.

Применение:

Fiat Bravo 1.9 JTD

Opel Vectra C 1.9 CDTI 150 л.с.

VW Passat B5 1.9 TDI 130

Турбокомпрессор с датчиком положения.

Здесь также используется пневматическое управление, но с обратной связью положения клапана (для ЭБУ). Такой тип управления используется в турбокомпрессорах, как с постоянной, так и с изменяемой геометрией.

Как распознать?

По датчику на пневмоприводе тяги клапана.

Достоинства:

Более точное управление, более чистые выхлопные газы.

Недостатки:

Наличие дополнительных компонентов, которые могут выйти из строя.

Применение:

Honda Civic / Accord 2.2 I-CTDI 140 л.с.

Seat Leon 1.6 TDI

Skoda Octavia RS 2.0 TDI 170 л.с.

VW Passat B6 2.0 TDI 140 л.с.

Турбокомпрессор с электронным управлением.

Электронное управление используется в турбокомпрессорах, как с постоянной, так и с изменяемой геометрией.

Как распознать?

Нет пневмоцилиндра, зато присутствует электронный блок с сервоприводом.

Достоинства.

Быстрое и точное управление.

Недостатки.

Износ сервопривода.

Применение.

Audi A6 3.0 TDI

BMW E90 320d

BMW 330d F30

Mercedes W350 CDI

Volvo S60 / V70 D5 185 л.с.

VW Touareg 3.0 TDI

Как продлить срок службы турбокомпрессора?

- используйте масло высокого качества и меняйте его регулярно. Турбины не любят больших интервалов между заменами масла. Оптимально 7-8 тыс. км.

- при больших пробегах не переходите с синтетических масел на минеральные.

- меняйте воздушный фильтр раз в год. Твердые частицы, прошедшие через фильтр, повреждают ротор компрессора.

- предупреждайте проблемы с системой смазки. Если автомобилю более 10 лет, то каждые два года обращайтесь в сервис для контроля давления масла.

- не жмите на газ, пока двигатель не прогреется. Холодное масло «плохо смазывает».

- запускайте двигатель без нажатия на педаль газа. Не следует раскручивать турбину, пока масло не дошло до нее.

- дайте маслу остыть после нагрузки, прежде чем заглушите двигатель. Например, после движения по шоссе со скоростью 120-140 км/ч, дайте двигателю поработать на холостом ходу хотя бы 30 секунд.

- в случае с турбонагнетателем с изменяемой геометрией необходимы регулярные прогоны на длинные расстояния, что поможет «прогреть» механизм и избавиться от нагара.

Типичные неисправности.

- разгерметизация ротора – приводит к попаданию масла во впускной и выпускной коллекторы

- сильный износ подшипников ротора – приводит к соприкосновению ротора с корпусом

- разрушение лопастей ротора – происходит из-за попадания инородных частиц

- образование смолистых отложений в каналах подвода масла – приводит к снижению количества смазки и заклиниванию турбины

- загрязнение системы изменения геометрии

- негерметичность системы вакуумного регулирования

- выход из строя электродвигателя управления турбиной

Симптомы неисправностей.

Как правило, при сильном износе турбонагнетателя приходится иметь дело с большим расходом масла, или появлением посторонних звуков. Один из признаков высокой степени износа – масло в патрубке на выходе из турбины, в интеркулере или даже во впускном коллекторе.

Дополнительными симптомами послужат:

- снижение производительности двигателя

- провалы в тяге

- нехарактерное нарастание мощности

- свист при работе турбокомпрессора

- переход двигателя в аварийный режим

Чем отличается профессиональный ремонт от дешевого сервиса?

- запасные части приобретаются у надежных поставщиков

- элементы, которые имеют даже незначительные повреждения, никогда не используются повторно

- ротор балансируется с более высокой точностью, чем позволяют допуски производителя. Балансировка производится даже более чем на 170 000 об/мин, а не только в диапазоне до 100 000 об/мин

- точной регулировке подвергается и система управления геометрией

Автомобили с надежными турбонагнетателями.

Audi A6 2.5 TDI V6

BMW 525 tds

Mercedes C 220 CDI

Renault Laguna III 2.0 T

Volvo V70 D5

Автомобили с ненадежными турбонагнетателями.

BMW 320d E90

Ford Focus 1.6 TDCi 110

Peugeot 407 1.6 HDi 110

Peugeot 407 1.6 HDi 110

Skoda Fabia 1.2 TSI

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить