Бренд Smart появился на рынке в 1998 году, предложив двухместную машинку ForTwo. В 2004 году ассортимент пополнил более крупный 4-местный автомобиль ForFour.

Несмотря на особенности, а так же сомнительную практичность, оригинальный Smart ForTwo имел значительный успех продаж. Особенно это заметно в Италии - Риме и Милане. При этом ФорТу был дорогим, так как использовал дорогостоящие технологии.

Чтобы такой маленький автомобиль с очень короткой передней частью соответствовал строгим требованиям пассивной безопасности, производителю пришлось применять необычную концепцию с пространственной жесткой рамой Tridion. Силовой агрегат разместили сзади. Маленький сити-кар показал неплохие результаты в краш-тестах.

Он был недешев

Усилия Смарта, работающего под крылом Mercedes, по расширению практичности модельного ряда привели к созданию более крупной машины, название которой прямо указывает на число мест в салоне – «для четырех». Несмотря на бесспорное качество и очевидные преимущества в практичности, Smart ForFour не удалось повторить успех ForTwo. Автомобиль производился всего два года, что, согласитесь, очень мало. За последние три десятилетия такой же короткий срок жизни на конвейере имел, пожалуй, только европейский Ford Cougar.

Для поддержки продаж прикладывалось немало усилий. Например, «ФорФоур» достался городской полиции крупных европейских городов. Но это не спасло. Одна из причин низкого спроса - высокая стоимость. Базовый ForFour был на 15% процентов дороже конкурентов из сегмента В. А это слишком много для покупателей из соответствующей ценовой категории. Для покупки 4-местного Смарта рациональных причин оказалось недостаточно.

 

 

Забудьте о Тридион

Технически и концептуально ForFour отличался от меньшего брата во всем. Вместо рамы Tridion был использован стандартный самонесущий стальной каркас кузова. Двигатель расположен поперечно перед передними колесами. Сочетался он с 5-ступенчатой механической коробкой передач, которую не предлагали в ФорТу. Привод – передний.

Чтобы упростить процесс разработки и производства, Smart объединил усилия с Mitsubishi. Результат – общие параллели с Митсубиси Кольт Z30. Обе модели даже собирались на одном заводе – на голландском NedCar, где ранее выпускались Mitsubishi Carisma и первый Volvo S40. «ФорФоур» связывает с Кольтом не только общая архитектура кузова, но и подвеска, коробка передач и двигатели. Тем не менее, если вы поставите два автомобиля рядом, то вряд ли заподозрите сходство. Смарт низкий, Кольт – высокий.

Силовой каркас Смарта изготовлен из стали, но капот, передние и задние крылья, а так же все боковые двери сделаны из пластика. Внутри они имеют алюминиевый каркас с ребрами жесткости. Пластиковый капот слишком мал, что усложняет работу в моторном отсеке.

 

 

Двигатели

Если вы решитесь на покупку ForFour, то лучше присмотреться к бензиновым двигателям. Они не из Mitsubishi, как думают некоторые, а из MMC Power – совместного предприятия MMC (Smart) и Mercedes-Benz. Тем не менее, надежность и характеристики ничем не уступают продукции Mitsubishi Motors.

Базовым является трехцилиндровый бензиновый атмосферник объемом 1.1 литра, оснащенный балансировочным валом, приводимым в движение цепью. Она же объединяет оба распределительных вала. Максимальная мощность 75 л.с. достигается при 6000 об/мин, а пик крутящего момента 100 Нм – при 4000 об/мин. Обратите внимание - на некоторых рынках производительность мотора была снижена до 64 л.с.

Трехцилиндровый мотор везет неплохо, отчасти благодаря невысокой снаряженной массе – менее 1000 кг. Но лучше выбрать четырехцилиндровый двигатель. Даже меньший объемом 1,3 литра буквально окрыляет автомобиль, а более крупный 1.5 наделяет почти спортивным драйвом.

Оба двигателя получены из 1.1 путем присоединения еще одного цилиндра, диаметр которого во всех трех агрегатах равен 75 мм. 1.3 имеет укороченный ход поршня - с 84,8 мм до 75,4 мм. 1,5-литровый располагает тем же ходом, что и 1.1 – 84,8 мм. Четырехцилиндровые атмосферники используют надежную цепь и систему изменения фаз газораспределения на впускном валу. А вот балансировочного вала здесь уже нет.

Бензиновые двигатели - надежные и долговечные. В трехцилиндровом моторе побеспокоить могут только катушки зажигания – своя на каждый цилиндр. Если катушка отказывает, блок управления переводит двигатель в аварийный режим, который продолжает работать на оставшихся двух цилиндрах. Это позволяет избежать разрушения каталитического нейтрализатора в результате воспламенения несгоревшего топлива. Стоимость оригинальной катушки зажигания – свыше 3 000 рублей, аналога – от 1 200 рублей.

В 1,3-литровом агрегате порой подводит электроника дроссельной заслонки. Она управляется электромотором. Корпус заслонки подогревается охлаждающей жидкостью. Стоимость заслонки – около 20 000 рублей.

 

 

Дизель лучше избегать

1.5 CDi OM 639 (68 или 95 л.с.) – специфичный мотор, предназначавшийся исключительно для Smart ForFour и Mitsubishi Colt. Вы его больше нигде не найдете. Самая большая проблема турбодизеля – трещина в головке блока. Обычно это происходит после 100-150 тыс. км. Трещины возникают в недрах камер системы охлаждения. К ним нет доступа, поэтому заварить трещины невозможно.

Склонность к растрескиванию вызвана несколькими причинами. Например, здесь нет указателя температуры охлаждающей жидкости. Он был доступен в качестве опции и торчал из центра передней панели.

Другая причина – низкая мощность, особенно самых слабых модификаций (68 л.с.). Для того чтобы ехать нормально, производителю пришлось сделать чрезвычайно короткие передачи. Парадоксально, но турбодизель лучше работает в паре с 6-ступенчатой автоматизированной коробкой передач.

В итоге, короткие передачи механики вынуждают крутить дизель. А прогрет ли двигатель – вы не знаете, так как нет указателя температуры. Таким образом, мотор, будучи еще холодным (после длительной стоянки), испытывает большие нагрузки. Вряд ли типичные владельцы этого автомобиля, особенно женщины, хоть немного задумываются об этом и начинают движение в щадящем режиме, либо подольше греют двигатель.

Недостаток в дальнейшем приводит к еще одному дефекту – преждевременному износу поршневых колец. Достать комплект поршней с кольцами довольно сложно, иногда двигатель проще заменить.

Для полноты картины следует добавить, что турбодизель 1.5 CDi не имеет ничего общего с 0.8 CDi (OM 660) небольшого ForTwo, если не брать в расчет количество цилиндров и систему впрыска Common Rail. Двигатель 0.8 CDi – полная противоположность 1.5 CDi. Маленький дизель очень прочный и чрезвычайно надежный. Он способен без вмешательства пройти не одну сотню тысяч километров.

 

 

Советы по обслуживанию

Все двигатели имеют цепь привода ГРМ. В бензиновых моторах, за исключением 1.5 Turbo, используется механическая регулировка зазора клапанов. Контроль зазора проводится через 100 000 км. Дизельный двигатель и редкий 1.5 Turbo оснащены гидрокомпенсаторами. Масло в агрегатах должно соответствовать стандарту Mercedes-Benz MB 229.1 и выше.

Трансмиссия

Трехцилиндровый двигатель в стандартной комплектации сочетался с механической коробкой передач F5MGA от Getrag. За дополнительную плату более мощные версии объединялись с 6-скоростной автоматизированной коробкой передач F6SGA. Она была разработана специально для этого автомобиля и не имеет ничего общего с 6-ступенчатой коробкой в ForTwo. Там на самом деле было всего лишь 3 передачи, а остальные три передачи обеспечивал дополнительный редуктор.

Коробка F6SGA работает медленно и недостаточно плавно. За изменение передач отвечает электродвигатель, который связан с механизмом парой актуаторов. Один из них ответственный за включение 1 и 2 передачи, а так же 5 и 4-ой. Второй – за 3 и 4-ую, плюс задний ход. Есть и еще один электродвигатель, обеспечивающий управление сцеплением.

И все же F6SGA следует избегать. Иногда разрушается тяга между электродвигателем муфты и рычагом ее управления, причем тяга является частью электродвигателя. Если это произойдет, то машина будет обездвижена.

Ходовая

Ходовая ForFour не дает много причин для жалоб. Кроме того, она идентична Кольту: спереди - Макферсон, а сзади – торсионная балка. Детали подвески легкодоступны, а выбор – широкий. Оригинальные детали предусматривают замену шаровой и сайлентблоков вместе с рычагом. Но на рынке данные элементы можно приобрести и отдельно.

Ступичные подшипники передних колес в оригинале идут в сборе с кулаком и щитком тормозного диска стоимостью 29 000 рублей. Впрочем, как и в случае с рычагами, можно приобрести комплектующие сторонних производителей и заменить изношенный элемент отдельно. Например, ступица колеса в сборе обойдется в 4-6 тыс. рублей. Задние ступичные подшипники меняются в сборе со ступицей – от 8 000 рублей за оригинал и от 2 500 р. за аналог.

Стабилизатор поперечной устойчивости используется только на передней оси. Предусматривалось два типа стабилизатора. У более мощных версий он опирался на длинные и тонкие тяги, а у базовых – на короткие.

В редких случаях подводит усилитель рулевого управления – отказывает электродвигатель. Дефект неприятный.

 

 

Типичные проблемы и неисправности

Защита от коррозии выше среднего, поэтому эти автомобили выглядят лучше, чем многие более молодые модели некоторых марок. Самая большая проблема «ФорФоур» – кузовные детали, а точнее – их доступность. В каталогах известных поставщиков запасных частей почти ничего нет. Единственное, что еще можно найти – наружные зеркала по цене 12 000 рублей.

Столько же стоят и передние фары, и это довольно востребованный товар. Дизайнерская оптика плохо освещала дорогу еще на новом авто. А сегодня ForFour ночью практически слепой, потому что стекла отражателей почти у всех желтеют. Кроме того, в фарах используется не самая распространенная комбинация лампочек Н7/Н7, которые, как известно, имеют ограниченный срок службы и высокую стоимость.

Смарт просто переполнен электроникой. Однако, опасаться этого не стоит, так как сбои в ее работе - явление уникальное. А редкое использование заднего стеклоочистителя приводит к закисанию механизма.

История модели

2004 – начало производства ФорФоур под кодовым обозначением W454. Двигатели: бензиновые - 3-цилиндровый 1.1 12V, 4-цилиндровые 1.3 16V и 1.5 16V; дизельные – 3-цилиндровый 1.5 CDi.

2005 – пополнение редкой версией 1.5 Turbo от Brabus мощностью 177 л.с. Это не 1.5 с прикрученной турбиной, а Mitsubishi 4G15, известный по Colt CZT (Ralliart), где он был настроен на 150 л.с.

2006 – прекращено производство.

2014 – следующее поколение ForFour, технически основанного на третьем поколении Renault Twingo. Двигатель расположили сзади, а производство наладили в Словении.

 

Технические данные  Smart ForFour (2004-2006)

Версия

1.1

1.3

1.5

1.5T

CDI 68

CDI 95

Объем

1124 см3

1322 см3

1499 см3

1468 см3

1493 см3

1493 см3

Мощность

75 л.с.

95 л.с.

109 л.с.

177 л.с.

68 л.с.

95 л.с.

Динамика

Максимальная скорость

165 км/ч

180 км/ч

190 км/ч

221 км/ч

160 км/ч

180 км/ч

Разгон 0-100 км/ч

13,4 с

10,8 с

9,8 с

6,9 с

13,9 с

10,5 с

Расход топлива, л/100 км *

5,3

5,6

5,9

6,8

4,6

4,6

* заводские данные

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить