Вариатор помогает сэкономить топливо и повысить комфорт вождения. Кроме того, он проще и дешевле в производстве, чем обычные автоматические коробки передач. Однако бесступенчатые автоматические коробки передач так и не смогли завоевать рынок. Не каждого устраивает особенность работы вариатора, и - что еще хуже – иногда они ломаются.

CVT – это сокращение от английского Continuously Variable Transmission, что означает бесступенчатая коробка передач. Вариатор - во многих отношениях трансмиссия необычная. Вместо классических зубчатых колес здесь используется стальной ремень или цепь, которая движется между двумя парами конических колес, образующих шкив.

 

 

Колеса установлены парой на входных и выходных валах. Каждая коническая пара может сближаться друг с другом или расходиться, благодаря чему бесступенчато меняется радиус шкива, и достигается плавное изменение передаточного отношения. При этом крутящий момент непрерывно передается от двигателя к колесам.

При движении с постоянной скоростью мотор работает на необычно низких оборотах, что и способствует снижению расхода топлива и повышению уровня комфорта. Пользователи автомобилей с CVT подчеркивают исключительную плавность движения – без толчков и рывков при старте. Вариаторы, как правило, меньше и легче классических автоматов. Поэтому они часто применяются в небольших городских автомобилях, особенно японских марок.

 

 

Но если все так хорошо, то почему доля автомобилей с CVT так мала? Выделить главную причину довольно сложно. Но многих водителей не устраивает специфическая работа коробок этого типа. Добавляешь газ, и двигатель, громко завывая, выходит на высокие обороты без заметного ускорения. Тихо становится лишь при движении с постоянной скоростью. Автолюбителей, любящих посильней вдавить педаль газа в пол, подобное поведение легкового автомобиля раздражает. Впрочем, так ведут себя, главным образом, бесступенчатые коробки передач из 80-х и 90-х годов.

Примерно 10 лет назад на рынке стали появляться CVT с так называемыми виртуальными передачами. В таком случае каждой из передач назначено определенное взаимное положение конических колес. Выбрать необходимую передачу можно, например, с помощью подрулевых лопаток (весел).

Данное решение используется с 2005 года в автомобилях Audi, оснащенных бесступенчатой трансмиссией Multitronic. В обычном режиме коробка ведет себя, как классический вариатор, т.е. поддерживает высокие обороты при разгоне. А работу «автомата» CVT имитирует только после перехода в спортивный режим.

Конструктивные особенности

Вариаторы, условно, можно разделить на две группы: со стальным ремнем и цепью. В бесступенчатых трансмиссиях присутствует и гидротрансформатор. Он нужен, прежде всего, для старта с места. Примечательно, но Multitronic обходится без него. В этих коробках используется пакет сцеплений и двухмассовый маховик.

Коробка вариатор имеет ряд серьезных ограничений, которые инженеры пока так и не смогли обойти. Например, по конструктивным причинам, ни цепь, ни, тем более, стальной ремень не в состоянии передать высокий крутящий момент. Из-за этого область применения CVT в настоящее время ограничена максимальным крутящим моментом двигателя на уровне 350-400 Нм. Впрочем, этот порог перекрывает показатели многих современных двигателей. Тем не менее, в Audi уже начинают отказываться от использования бесступенчатых коробок «Multitronic».

В тоже время, другие производители упорно работают над усовершенствованием конструкции вариатора. Так Subaru демонстрирует все новые модели, оснащенные бензиновыми двигателями с турбонаддувом, полным приводом и бесступенчатой коробкой CVT (например, Lineartronic для Levorg).

 

 

Долговечность

О проблемах Audi с коробками Multitronic производства Luk слышал, наверное, каждый, кто хоть немного интересуется автомобилями. В CVT старого типа (1999-2006 гг.) постоянно сбоит управляющая электроника, выходит из строя механическая часть и преждевременно изнашивается цепь. Примечательно, что цепь использовали как раз для того, чтобы передать более высокий крутящий момент, но инженеры просчитались с ее прочностью. Со временем Немцы существенно доработали свои коробки, но проблемы все еще встречаются. Не вызывают доверия и другие немецкие вариаторы, например, ZF VT1-27T, применявшиеся в Mini R50/R53, и Mercedes 722.7/722.8 для моделей A/B-класса.

Гораздо меньше хлопот доставляют японские конструкции. Хотя, вариатор Jatco, используемый в различных моделях Nissan (например, Qashqai), тоже относится к группе риска. Общая проблема коробок CVT – это ограниченная доступность запасных частей и нежелание некоторых механиков связываться с вариаторами. Бесспорный лидер по части надежности – вариаторы Toyota (Lexus).

Бесступенчатая автоматическая коробка, несмотря на сравнительно простую конструкцию, довольно сложная и дорогая в эксплуатации. В дополнение к неисправностям электроники и ремней/цепей встречается и преждевременный износ маховика. Стоит отметить, что двухмассовый маховик используется лишь в некоторых автомобилях с CVT (Ауди).

Заключение

Самое главное, не забывать  о регулярной замене масла. К сожалению, не все производители ее рекомендуют. Если в сервисе Вам скажут, что менять масло в вариаторе не надо, то просто поищите другую мастерскую.

 

Добавить отзыв

Отзывы  

#1TT 14.07.2017 10:27
CVT-ТОЛЬКО С РЕМНЁМ!!!
Цитировать
#2гость 25.09.2018 20:04
Во время менять масло с новыми фильтрами , прогревать и дурость не показывать т.е. дрифт или в болоте то прослужит на Века
Цитировать
#3Сергей 13.10.2018 14:52
Цитирую гость:
Во время менять масло с новыми фильтрами , прогревать и дурость не показывать т.е. дрифт или в болоте то прослужит на Века

Супернадежная вещь!
Цитировать
#4Evgen 25.01.2019 09:09
Что вы людям мозги пудрите
"Из-за этого область применения CVT в настоящее время ограничена максимальным крутящим моментом двигателя на уровне 350-400 Нм"

Cvt давно применяется на сельхозтехнике на тракторах где крутящий момент которых в разы больше чем на автомобилях.
Без комментариев. Одни голые цифры

Case magnum 380

Год начала производства – 2014
Мощность двигателя – от 380 до 415 лошадиных сил
Рабочий объем – 8,7 литра
Страна производства – США
Семейство – Magnum Series
Вместимость бака – 617 литров
Тип навески – трехточечная навеска
Грузоподъемность навески – 9 тонн
Коробка отбора мощности – ВОМ, с диапазонами от 540 до 1000 об/мин
Источник зарядки – генератор с напряжением 12 V
Трансмиссия – полноприводная
Коробка передач – бесступенчатая, CVT
Параметры передних шин – 420/8R34
Параметры задних шин – 480/80R50
Масса – 17,7 тонн
Объем колесной базы – 3140 мм
Габариты, мм: Длина – 6270 мм, Ширина – 3040 мм; Высота – 3340 мм.
Цитировать
#5Иван 29.06.2019 18:15
Цитирую Evgen:
Что вы людям мозги пудрите
"Из-за этого область применения CVT в настоящее время ограничена максимальным крутящим моментом двигателя на уровне 350-400 Нм"

Cvt давно применяется на сельхозтехнике на тракторах где крутящий момент которых в разы больше чем на автомобилях.
Без комментариев. Одни голые цифры

Case magnum 380

Год начала производства – 2014
Мощность двигателя – от 380 до 415 лошадиных сил
Рабочий объем – 8,7 литра
Страна производства – США
Семейство – Magnum Series
Вместимость бака – 617 литров
Тип навески – трехточечная навеска
Грузоподъемность навески – 9 тонн
Коробка отбора мощности – ВОМ, с диапазонами от 540 до 1000 об/мин
Источник зарядки – генератор с напряжением 12 V
Трансмиссия – полноприводная
Коробка передач – бесступенчатая, CVT
Параметры передних шин – 420/8R34
Параметры задних шин – 480/80R50
Масса – 17,7 тонн
Объем колесной базы – 3140 мм
Габариты, мм: Длина – 6270 мм, Ширина – 3040 мм; Высота – 3340 мм.

Трактора не могут ехать под 200 км\ч, у них отбор момента происходит так же, но сам блок выглядит немного по другому и заточен сугубо под медленную езду. Можно и от трактора поставить свт но быстро ездить вы не будете, зато шлифовать с места как два пальца. Выбирайте.
Цитировать
#6Don 20.01.2020 11:38
Строка постоянно убегает , читать не возможно!
Цитировать
#7Сергей 15.04.2020 16:28
[quote name="Evgen"]Что вы людям мозги пудрите
"Из-за этого область применения CVT в настоящее время ограничена максимальным крутящим моментом двигателя на уровне 350-400 Нм"

Cvt давно применяется на сельхозтехнике на тракторах где крутящий момент которых в разы больше чем на автомобилях.....

Данный пример не "равен", другая масса, другие ТТХ, на сельхозтехнике нет ограничений по размерам и массе ( в пределах разумного))) можно заложить 3-ю прочность...
Цитировать
#8Задорожный Николай К 19.08.2020 06:03
Вариатор ручной давно применяли на комбайнах "Енисей", там два конусных диска сжимали или разжимали, за счет этого увеличивалась скорость или уменьшалась. Простая ременная передача использовалась.
Цитировать