Первый дизель Mercedes с системой впрыска типа Common Rail был представлен в конце 1997 года. Это был мотор 2.1 CDI с обозначением ОМ 611 мощностью от 82 до 204 л.с. Он дал начало новому семейству двигателей, применявшемуся, в том числе в коммерческих автомобилях и легких грузовиках (ОМ 646 и ОМ 651).
В зависимости от назначения, дизель получал различное коммерческое обозначение. Например, 180 CDI, 200 CDI, 220 CDI и 250 CDI. Существуют так же модификации BlueTEC и BlueEFFICIENCY.
Изначально этот двигатель имел рабочий объем 2151 куб. см и мощность 102 или 125 л.с. В конструкции агрегата использовалась система впрыска Bosch с электромагнитными форсунками Common Rail первого поколения, система рециркуляции отработавших газов и турбонаддув. Привод ГРМ цепного типа, что снижает затраты на техническое обслуживание.
В 1999 году появились версии мощностью 115 и 143 л.с, а три года спустя - новое поколение 2.1 CDI с обозначением ОМ 646 и отдачей 122 и 150 л.с. Позже были представлены и остальные модификации. Двигатель получил систему Common Rail нового поколения, электрический клапан EGR и генератор с жидкостным охлаждением. ОМ 646 дополнительно оснастили балансирными валами и электрическим ТНВД (вместо механического).
Последнее поколение моторов 2.1 CDI было названо ОМ 651 и дебютировало в 2008 году. Это практически другой двигатель, в котором изменен диаметр цилиндра (уменьшен до 83 мм) и ход поршня (увеличен до 99 мм). Рабочий объем новой версии агрегата сократился до 2143 см3. Степень сжатия была снижена до 16,2:1. Блок двигателя, как и прежде, изготовлен из чугуна, а головка – из легких сплавов.
Новый турбодизель очень продвинутый, а значит и более дорогой в обслуживании и ремонте. Он имеет два турбонагнетателя (в версиях более 143 л.с.), которые создают давление наддува 2 бар. Однорядная цепь ГРМ находится сзади двигателя – со стороны коробки. Балансировочный вал приводится в движение зубчатыми шестернями.
В более мощных модификациях применены пьезоэлектрические форсунки фирмы Delphi. Давление впрыска достигает 2000 бар. Для сравнения, давление впрыска ОМ 611 – 1350 бар. Система впрыска Common Rail обеспечивает мягкую работу двигателя и низкий расход топлива. Экономичность, конечно же, зависит от степени форсировки и веса автомобиля. В случае с Mercedes C-Class средний расход 143-сильной версии составляет около 7 л/100 км. Вопреки общепринятому мнению, система впрыска не является проблемной и слишком дорогой в ремонте.
Механики подчеркивают, что на вторичном рынке большинство дизельных Mercedes имеют гораздо больший пробег, чем показывают счетчики. Отсюда и неприятности, с которыми сталкиваются вторые и последующие владельцы. Турбонагнетатель и двухмассовый маховик редко подводят ранее 150 000 км.
Проблемы появились в последних двигателях ОМ 651. Они связаны с топливными форсунками Delphi (дефектные уже заменены) и утечками охлаждающей жидкости. Затраты на замену форсунок частично компенсировались изготовителем форсунок.
Общие неисправности двигателей 2.1 CDI
Чаще всего владельцы Мерседес с большим пробегом и двигателем 2.1 CDI имеют проблемы с утренним запуском и падением мощности. В обоих случаях причин несколько. Проблемы с запуском, как правило, связаны с падением давления в системе впрыска из-за неисправности насоса, форсунок или клапана высокого давления. Падение мощности может быть вызвано неисправностью системы заслонок во впускном коллекторе.
В автомобилях, оборудованных фильтром твердых частиц (первоначально вообще не использовался, в 2003 году появился в некоторых моделях, а позже стал применяться массово) и передвигающихся только по городу, возникают проблемы с саморегенерацией, а так же происходит разжижение масла топливом.
Проблемы усугубились после появления двигателя серии ОМ 651. Форсунки выходили из строя примерно к 50 000 км. Некоторые источники сообщают, что дефект затронул около 300 000 автомобилей.
Шкив генератора
Шкив генератора имеет муфту свободного хода, которая часто выходит из строя. Неисправность сопровождается шумом, а промедление с заменой может ускорить износ натяжителя ремня. Устранение проблемы не сложное и не слишком дорогое. Шкив стоит менее 60 долларов.
Электромагнитные клапана
Электромагнитные клапаны используются для управления производительностью турбокомпрессора и EGR (старые двигатели 2.1). Когда они отказывают, наблюдается падение мощности. Ремонт быстр и недорог – около 50 долларов.
Форсунки
Симптомы: проблемы с запуском двигателя, неравномерная работа, чрезмерно большой расход топлива. Форсунки можно отремонтировать. Стоимость услуги – около 70 долларов за штуку.
Более серьезные неприятности возникают, когда теряют герметичность уплотнительные шайбы под форсунками. Извлечение форсунок – сложная задача. Они могут прикипеть - понадобится фрезеровка.
Термостат
Симптомы: слишком медленный прогрев двигателя. Термостат может открыться уже при температуре 45 градусов. Внимание! Приобретая данную деталь, всегда используйте каталожный номер – термостат неоднократно модернизировался. Стоимость нового – около 60-70 долларов.
Неисправности двигателей ОМ 651
Форсунки
Вскоре после начала производства нового 2,1-литрового турбодизеля выяснилось, что пьезоэлектрические форсунки Delphi изготовлены с дефектом. Необходима замена.
Утечки охлаждающей жидкости
Бесконтрольные утечки антифриза вскоре могут привести к перегреву двигателя. Виноват в этом насос системы охлаждения. Потекшую помпу необходимо заменить.
Заслонки во впускном коллекторе
Заслонки со временем изнашиваются и разрушаются. Это приводит к заметному падению мощности, а в случае обрыва – к повреждению двигателя. Из-за отсутствия деталей приходится менять весь коллектор, что увеличивает стоимость ремонта до 600 долларов.
Рекомендации по обслуживанию
Топливный фильтр
В Российских условиях эксплуатации («солярка» плохого качества) топливный фильтр рекомендуется менять через каждые 40 000 км (согласно предписаниям производителя – 60-80 тыс. км). Это позволит продлить срок службы системы впрыска.
Выжигание сажевого фильтра
Процесс саморегенерации не возможен при эксплуатации автомобиля преимущественно на коротких дистанциях. Необходимо периодическое создание благоприятных условий – продолжительные поездки по скоростным шоссе.
Привод ГРМ
В двигателях используется цепной привод ГРМ, не требующий технического обслуживания. Цепь, как правило, не требует замены. Тем не менее, при больших пробегах рекомендуется проверить ее состояние.
Обслуживание
Интервал |
каждые 10 000 км |
каждые 40 000 км |
каждые 60 000 км |
каждые 80 000 км |
Замена масла * |
+ |
- |
- |
- |
Замена DPF ** |
- |
- |
- |
- |
Замена воздушного фильтра |
- |
+ |
- |
- |
Замена топливного фильтра |
- |
+ |
- |
- |
Замена приводного ремня |
- |
+ |
- |
- |
Замена антифриза *** |
- |
- |
- |
- |
* Все автомобили с CDI имеют бортовой компьютер, определяющий срок замены масла;
** Производитель не требует периодической замены DPF;
*** Не реже, чем каждые 250 тысяч. км или каждые 15 лет.
Заключение
Двигатель 2.1 CDI не так надежен, как старые моторы, но взамен он дает более высокую отдачу, низкий расход топлива и мягкую работу. Как правило, выходят из строя только навесное и вспомогательное оборудование. Срок службы кривошипно-шатунного механизма весьма значительный.
Технические данные Mercedes 2.1 CDI - часть 1
Модификация |
200 CDI |
200 CDI |
180 CDI |
200 CDI |
220 CDI |
200 CDI |
Годы выпуска |
1998-2007 |
1999-2003 |
с 2010 года |
2002-10 |
1997-2000 |
2007-09 |
Двигатель - тип, количество клапанов |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
Рабочий объем |
2151/2148 |
2148 |
2143 |
2148 |
2151 |
2148 |
Степень сжатия |
19: 1 |
18: 1 |
16.2: 1 |
18: 1 |
19: 1 |
17.5 1 |
Тип ГРМ |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
Макс. мощность (кВт / л.с / об. / мин) |
75/102/4200 |
85/115/4200 |
88/120/2800 |
90/122/4200 |
92/125/4200 |
100/136/3800 |
Макс. крутящий момент (Нм / об. / мин) |
235/1500 |
250/1400 |
300/1400 |
270/1600 |
300/1800 |
270/1600 |
Тип впрыска |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Технические данные Mercedes 2.1 CDI – часть 2
Модификация |
200 CDI |
220 CDI |
200 CDI |
220 CDI |
220 CDI |
250 CDI |
Годы выпуска |
с 2009 года |
1999-2004 |
с 2010 года |
2002-10 |
2006-09 |
с 2008 года |
Двигатель - тип, количество клапанов |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
турбодизель R4 / 16 |
Рабочий объем |
2143 |
2148 |
2143 |
2148 |
2148 |
2143 |
Степень сжатия |
16.2: 1 |
18: 1 |
16.2: 1 |
18: 1 |
17.5 1 |
16.2: 1 |
Тип ГРМ |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
DOHC |
Макс. мощность (кВт / л.с / об. / мин) |
100/136/2800 |
105/143/4200 |
105/143/3200 |
110/150/4200 |
125/170/3800 |
150/204/4200 |
Макс. крутящий момент (Нм / об. / мин) |
360/1600 |
315/1800 |
350/1200 |
340/2000 |
400/2000 |
500/1600 |
Тип впрыска |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Common Rail |
Применение
Mercedes C-Class
Mercedes E
Mercedes S
Mercedes SLK
Mercedes ML
Mercedes Vito, Viano, Sprinter
Mercedes GLK
Отзывы
Вот распишите мне его!
Ресурс,проблемы,слабые места.
С какой коробкой лучше?
Ремонтопригодность топливной аппаратуры?