Как одновременно получить высокую мощность, динамику и низкий расход топлива? Один из способов – использование системы изменения фаз газораспределения, т.е. системы, которая в зависимости от нагрузки регулирует время открытия или ход клапана, или и то, и другое вместе.

В настоящее время в большинстве бензиновых двигателей, как с наддувом, так и без, используется система управления фазами газораспределения. Несмотря на солидный срок применения, система регулирования газораспределения не является беспроблемной. Об этом хорошо осведомлены владельцы, например, Audi, BMW, Volkswagen и Honda.

Оригинальное решение придумали конструкторы Fiat. В 2009 году они показали бензиновый двигатель с изменяемыми фазами газораспределения впускных клапанов, но без участия распределительного вала. Клапаны  имеют электрогидравлическое управление (Multiair), а традиционный вал оставили только для выпускных клапанов. Таким образом, в 1.4 головка блока имела 16 клапанов и всего один распределительный вал (OHC).

Идея была запатентована еще в 2002 году, но готовый продукт вышел на рынок только через семь лет, т.е. в 2009 году. Вообще итальянцы славятся новаторскими решениями. Так, первым серийным автомобилем с дизельным двигателем и системой впрыска Common Rail стал Alfa Romeo 156.

Но вернемся к Multiair. Задача системы состоит в том, чтобы улучшить процесс сгорания без потери высоких рабочих характеристик. Fiat заявляет, что благодаря электрогидравлическому управлению клапанами, двигатели Multiair, по крайней мере теоретически, имеют много преимуществ. Они меньше сжигают топлива, выделяют меньше CO2 и других вредных веществ. Оптимальное управление клапанами при прогреве двигателя и внутренняя рециркуляция выхлопных газов, осуществляемая путем повторного открытия клапанов во время такта выпуска, снижает до 40% выбросов HC/CO и до 60% NOx.

Система Multiair использовалась, как в атмосферных, так и в турбированных моторах:

0.9 Twinair / R2 – Alfa Romeo MiTo, Fiat 500;

1.0 / R3 и 1.3 / R4 – Jeep Renegade, Fiat 500X;

1.4 M-air / R4 – Fiat Punto, Fiat Evo;

1.4 M-air Turbo / R4 – Alfa Romeo Giulietta, Jeep Renegade, Abarth 124 Spider;

2.0 TB M-air / R4 – Alfa Romeo Giulia и Stelvio.

Впрыск топлива – распределенный в 0.9 и 1.4, и непосредственный в 1.0, 1.3, 2.0.

За пределами Европы можно встретить атмосферный 2.4 с Multiair в машинах Jeep и Dodge.

В 2009-2012 годах выпускалось первое поколение M-air, в 2012 году появилось второе, а двигатели семейства FireFly имеют уже третье поколение системы. Различия, помимо прочего, касаются, прежде всего, работы отдельных программ управления клапанами (в первом поколении их было 5).

Система Multiair так же используется по лицензии компанией «Jaguar Land Rover» в двигателях семейства Igenium.

Как работает Multiair?

Выпускные клапаны управляются классически – распредвалом (1) и толкателями (2). Необычным является управление впускными клапанами. Распредвал имеет кулачки (3), которые приводят в движение поршень (4). Моторное масло под давлением поступает в электромагнитную катушку (5), которая принимает решение о направлении масла к гидравлическим толкателям (6), отвечающим за открытие впускных клапанов. Избыточное масло сливается через дренажные каналы.

Проблемы и неисправности

На практике двигатели, оснащенные системой Multiair, работали очень хорошо. Но со временем, обнаруживались проблемы. Наиболее подвержены неисправностям агрегаты с M-air первого поколения. Отказывал модуль управления, что могло обернуться серьезными расходами. Под модулем управления понимается блок с впускными клапанами.

Первые симптомы - шумная работа двигателя и загорание лампочки неисправности двигателя. Проблема могла возникнуть, как после 30 000 км, так и после 150 000 км. Хорошая новость заключается в том, что двигатели с Multiair 2-го и 3-го поколения менее уязвимы.

Обслуживание двигателей с M-Air лучше поручить опытным специалистам. В случае отказа модуля его лучше заменить новым, даже если вышел из строя механизм управления только одного цилиндра. Ремонт обычно заключается в замене всего модуля (в 1.4 примерно 60 000 рублей), так как восстановить его чаще всего не удается из-за особенности конструкции. Не рекомендуется покупать б/у модуль - существует большой риск выбросить деньги на ветер.

Замена модуля – процедура сложная. Для этого используется специальное устройство, а в конце следует выполнить адаптацию с помощью компьютера.

Эксплуатация

Что касается эксплуатации, то многие механики рекомендуют менять масло каждые 8-10 тыс. км, а так же советуют пользоваться продукцией кампаний Motul, Liqui Moly или Millers. Регулярная замена масла оказывает колоссальное влияние на срок службы модуля – снижается риск последующих расходов.

Фильтр модуля Multiair.

Кроме того, специалисты рекомендуют на вторую, максимум третью замену масла прочистить или заменить фильтр модуля Multiair. Обычно это не сложная задача, хотя, например, в двигателе 2.0 TB (Alfa Romeo), чтобы добраться до фильтра модуля, необходимо снять головку блока.

Заключение

Если у вас есть возможность выбора между автомобилями группы Фиат с двигателями Multiair или T-Jet, то следует выбрать последний. Проблемы с Multiair не являются обычным делом, но случаются. К этому стоит добавить более дорогую и сложную эксплуатацию.

 

Добавить отзыв