BMW 3 series e46 дебютировал в 1998 году в кузове 4-х дверный седан. Через год к нему присоединились универсал (Touring) и купе, а в 2000 году - кабриолет. Чуть позже появилась версия Compact, которая была принята с прохладцей. В свое время управляемость и поведение БМВ 3 е46 были признаны эталонными в классе. «Тройка» часто побеждала в рейтингах, оценивающих степень соответствия ожиданий и удовлетворенности клиентов.

Проведенный в 2001 году рестайлинг привнес небольшие изменения в переднюю часть кузова (обновились фары) и линейку двигателей. Производство БМВ 3 е46 было завершено в 2005 году. Однако спортивная версия М3 все еще фигурировала какое-то время в прайс-листах.

Дизайн и интерьер

Даже в наши дни «тройка» все еще восхищает. Идеально скроенные пропорции смотрятся прекрасно. Привлекательное Купе на вид самое агрессивное, а версия Compact немного не вписывается в безупречный модельный ряд.

Оснащение базовых версий BMW 3 series e46 (особенно первых партий) довольно скромное. К счастью, со временем количество доступных гаджетов быстро росло. Интерьер типичен для баварской школы: все подчинено водителю, а качество отделки великолепно. Приборная панель четкая и лаконичная. Тканевая обивка сидений хорошо сохраняется даже при больших пробегах.

Жаль только, что внутри довольно тесно. Транспортировочные возможности можно оценить, как средние – объем багажника 440 литров, а версии универсал – 435-1345 литров. Более скромный трюм в Купе (410 литров), в Компакте (310 литров) и в Кабриолете (300 литров).

Специальная версия М3

После достаточно провального М3 серии Е36, новое поколение дало надежду на успех. Топ-модель была доступна только в кузове купе и кабриолет, и, безусловно, выделялась на фоне обычных версий. Оснащенная фантастически звучащей рядной «шестеркой» мощностью 340 л.с. М3 разгонялась до 100 км/ч менее чем за 5 секунд. Крутящий момент передавался на задние колеса через механическую коробку передач или секвентальную SMG. Оба агрегата имеют 6 ступеней. Лучшей из М3 стала ограниченная версия CSL (1401 экземпляр). Она легче, мощнее (360 л.с.) и дарит еще больше удовольствия за рулем.

Двигатели

Гамма силовых агрегатов очень богатая. Она включает в себя несколько бензиновых и дизельных моторов рабочим объемом от 1,8 до 3,2 литра.

Базовый двигатель не отличается отменной динамикой, поэтому подходит только для спокойных водителей. К тому же в старом М43 (1.9) иногда дело доходит до проворачивания вкладышей. В придачу мотор еще и прожорливый. Его типичная проблема - выход из строя шагового двигателя дроссельной заслонки, что проявляется неравномерной работой на холостом ходу.

Хорошим выбором станут 2-литровые модификации N46 мощностью 143 и 150 л.с. Иногда они имеют проблемы с натяжителем цепи ГРМ. К счастью, когда цепь перескакивает, клапаны с поршнями обычно не встречаются.

Данные агрегаты позволяют полнее раскрыть возможности автомобиля, без ощутимых затрат. Но получить настоящее удовольствие от вождения удается только с «шестерками» под капотом. В дополнение к хорошей динамике владелец получает и приемлемую надежность.

Шестицилиндровый двигатель имеет высокую плавность хода и крутящий момент, сравнимый с турбомоторами. 150-сильный 320i (170-сильный с сентября 2000 года) очаровывает своими отточенными манерами. Бензиновый R6 доставляет мало хлопот. При правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании до 300 000 км пробега приходится сталкиваться лишь с отказами датчика расхода воздуха, датчиков положения распредвала и коленвала, а так же клапаном вентиляции картерных газов. Даже сложная система газораспределения Vanos редко доставляет проблемы. Со временем начинает подтекать насос системы охлаждения (помпа).

3-литровый бензиновый мотор серии М54 - последняя надежная рядная "шестерка" БМВ. Последующие агрегаты "серии N" собирали гораздо меньше положительных отзывов. М54 имеет электронную дроссельную заслонку, алюминиевый блок с чугунными вкладышами и систему изменения фаз газораспределения на обоих распределительных валах. Единственная часто встречающаяся неисправность - закупорка клапана системы вентиляции картерных газов. Его стоит обновлять каждые 2-3 замены масла.

Дизельные моторы традиционно сложнее и дороже в обслуживании, особенно оснащенные DPF фильтром. Наиболее безопасным выбором станет М47 в более ранней версии, с ТНВД VP44, ремонт которого не слишком дорог.

Агрегаты с приставкой TU получили систему впрыска Common Rail. Турбодизель стал экономичнее, но из-за больших пробегов придется считаться с неисправностями топливных форсунок. К счастью они поддаются сравнительно недорогому ремонту.

Определенная партия моторов с CR страдала от разрушения валов. В остальных случаях неприятности может доставить вспомогательное оборудования, например, турбонагнетатель и заслонки во впускном коллекторе. Заслонки могут попасть в двигатель, что приводит к его повреждению. Впрочем, в большинстве машин они уже удалены.

Рекомендаций заслуживают и 3-литровые М57 мощностью 184 и 204 л.с. Они обеспечивают достойную динамику и считаются довольно надежными. Недостатки: более высокая стоимость эксплуатации, дорогие запасные части и проблемы с заслонками во впускном коллекторе.

Ходовая и трансмиссия

Помимо заднеприводных BMW 3 предлагались и полноприводные версии xDrive, которые комплектовались исключительно 6-цилиндровыми агрегатами.

Послушное поведение легендарного БМВ 3 е46 считается образцовым. Модель способна на многое. В этом заслуга удачного сочетания стоек МакФерсон спереди, многорычажной задней подвески, эффективных тормозов, хорошо сбалансированного и информативного рулевого управления. После рестайлинга подвеска стала несколько жестче, чем раньше.

Чувство неограниченной вседозволенности может стать смертельно опасным (особенно на скользкой дороге). В этом убедились многие водители, решившие в неподходящий момент отключить систему контроля тяги (ASC, позже DSC).

Одна из серьезных проблем, которая касается, прежде всего, мощных седанов и универсалов: вырванные с корнем из кузова точки крепления подрамника задней оси. Дефект характерен для автомобилей, собранных до марта 2000 года. Тем не менее, в любом случае при осмотре следует убедиться, что нет трещин на днище, и не возникает посторонних шумов при изменении нагрузки.

Долговечность подвески для БМВ 3 е46 – самый больной вопрос, который усугубляется дорогами сомнительного качества. Для баварца 3-ей серии типичны следующие неисправности ходовой: изношенные рычаги и сломанные пружины задней оси, которые иногда не выдерживают даже небольшой нагрузки. Громкие ужасные звуки из передней подвески сигнализируют об износе шаровых опор. Они меняются только в сборе с поперечными рычагами. Кроме того, на возрастных экземплярах, зачастую необходима замена состарившихся тормозных шлангов, и подклинивают тормоза.

Еще одна распространенная проблема – подвывающий дифференциал. Если автомобиль дергает при переключениях передач, то скорей всего потребуют замены шарниры карданного вала и полуоси.

Общие проблемы

Возраст берет свое. На старых BMW 3 series e46 первых лет выпуска обнаруживаются очаги коррозии на кромках кузовных панелей: колесных арках, дверях, капоте и порогах. Часто ломается стеклоподъемник водительской двери. Порой отказывает блок управления климат-контролем (замена около 10 000 рублей).

Заключение

БМВ 3 е46 – очень понравится водителям, которым важен процесс управления автомобилем. Е46 – одна из самых популярных моделей BMW, поэтому выбор на вторичном рынке огромен. К сожалению, большинство выставленных на продажу экземпляров уже ни на что не сгодится. Зачастую это результат некачественного обслуживания, гаражного тюнинга или сомнительного прошлого. Чтобы найти хороший вариант понадобится очень много времени. Но результат стоит того.

 

Технические характеристики BMW 3 E46

Бензиновые версии

Двигатель

N46 (2.0)

M54 (2.2)

M54 (2.5)

М52 (2.8)

M54 (3.0)

Годы

2005-07

1998-2000

2000-07

1998-2000

2000-07

Тип,

количество клапанов

бенз.

R 4/16

бенз.

R 6/24

бенз.

R 6/24

бенз.

R 6/24

бенз.

R 6/24

Привод ГРМ

цепь

цепь

цепь

цепь

цепь

Система ГРМ

DOHC

DOHC

DOHC

DOHC

DOHC

Объем (см3)

1995

2494

2494

2793

2979

Мощность

(л.с. / об/мин)

150/6200

170/5500

192/6000

193/5500

231/5900

Макс. момент

(Нм / об/мин)

200/3600

245/3500

245/3500

280/3500

300/3500

Коробка передач

5М, 5А

5М, 5А

5М, 5А, SMG

5М, 5А

5М, 6М, 5А, SMG

Скорость (км/ч)

219

233

240

242

250

Разгон 0-100 км/ч (с)

9,2

8

7,1

7

6,5

Расход (л/100 км)

согласно ЕС

10,5 / 5,8 / 7,4

12,7 / 6,9 / 9,0

12,8 / 6,9 / 9,1

12,5 / 7,0 / 9,0

12,8 / 6,9 / 9,1

 

 Дизельные версии 

Двигатель

М47 (2.0)

М47 (2.0)

М47 (2.0)

M57 (2.9)

М57 (3.0)

Годы

2003-05

1998-2001

2001-06

1999-2003

2003-06

Тип,

количество клапанов

т. дизель

R4 / 16

т. дизель

R4 / 16

т. дизель

R4 / 16

т. дизель

R6 / 24

т. дизель

R6 / 24

Привод ГРМ

цепь

цепь

цепь

цепь

цепь

Система ГРМ

DOHC

DOHC

DOHC

DOHC

DOHC

Объем (см3)

1995

1951

1995

2926

2993

Мощность

(л.с. / об/мин)

116/4000

136/4000

150/400

184/4000

204/4000

Макс. момент

(Нм / об/мин)

280/1750

280/1750

330/2000

390/1750

410/1500

Коробка передач

5М, 5А

5М, 5А

6М, 6А

5М, 5А

6М, 5А

Скорость (км/ч)

204

207

221

227

242

Разгон 0-100 км/ч (с)

10,6

9,9

8,8

7,8

7,2

Расход (л/100 км)

согласно ЕС

7,6 / 4,5 / 5,6

7,4 / 4,7 / 5,7

7,9 / 4,5 / 5,8

9,2 / 5,3 / 6,7

9,1 / 5,2 / 6,6

 

Добавить отзыв