Наверняка многие уже слышали об этой системе. Ее задача состоит в том, чтобы выключать двигатель во время остановки, например в городских пробках, а затем снова запускать его. Звучит неплохо! Большую часть времени - по несколько десятков минут или даже по несколько часов, городские жители проводят в городских заторах. И так каждый день. Если затраченное время умножить на количество рабочих дней, в среднем 24, то окажется, что за месяц они теряют в пробках от несколько часов до нескольких дней, а за год целую неделю жизни!

Если во время простоя выключить двигатель, то теоретически автовладельцы смогли бы сэкономить сотни ценных литров топлива и значительно снизить уровень выбросов СО2. Именно это идея и позволила появиться на свет системе «Start&Stop».

В начале двадцать первого века система «Старт-Стоп» активно применялась в автомобилях Citroen C2 и C3. В 2008 году по стопам Ситроен пошел BMW, назвав свою систему «Efficient Dynamics».

Однако, французский производитель не был пионером в разработке этой технологии, так как подобные системы были разработаны уже в 70-е годы прошлого столетия. Активные исследования по выключению двигателя после 1,5 секунд остановки проводила Toyota. Японские инженеры добились снижения расхода топлива в городском цикле на 10%. Опыт применения системы был получен в восьмидесятых годах на автомобилях Volkswagen Polo и Fiat Regata. В последнее десятилетие XX века система использовалась в Golf, Lupo 3L и Audi A2 3L.

Как она работает?

Когда автомобиль останавливается, двигатель выключается, а когда необходимо начать движение, работа двигателя возобновляется. Полного отключения систем не происходит, а выполняется переход в так называемый спящий режим. Все бортовые системы: свет, кондиционер, обогрев заднего стекла, стеклоочиститель, аудиосистема и др. работают без каких-либо особенностей, как если бы двигатель по-прежнему был запущен. Контроль за этим осуществляет специальный драйвер. Он так же отслеживает положение педали сцепления и тормоза, и заботится об остановке поршней в положении, обеспечивающем легкий запуск двигателя. В автомобилях с автоматической коробкой передач мотор засыпает в момент нажатия педали тормоза и возобновляет свою работу после ее отпускания. В автомобилях с механической коробкой передач останавливается – после перевода рычага управления в нейтральное положение и отпускания педали сцепления, а запускается - после включения передачи. Энергия, необходимая для поддержания всех жизненных функций, черпается из аккумуляторной батареи.

Что происходит на практике?

О теоретических возможностях системы можно говорить часами. Это экономия топлива не только в глобальном масштабе, но и значительная экономия для владельца. Кроме того снижаются выбросы СО2. Все это создает довольно фантастический образ «Start&Stop». Однако, это дорогого стоит.

Двигатель, по своей природе не предназначен для выключения и запуска через каждые пять метров в пробке. В этом процессе участвует много компонентов. Во-первых, это аккумулятор. Для запуска двигателя требуется большое количество энергии, что обычная батарея обеспечить не в состоянии. Поэтому аккумуляторы «Start&Stop» дополнительно оснащаются датчиком EBS (Electronic Battery Sensor), задача которого – мониторинг состояния батареи и предотвращение его полного разряда. Когда количество энергии становится слишком низким, система «Старт-Стоп» не выключает двигатель, пока аккумулятор не будет снова заряжен. Батарея, в свою очередь заряжается очень быстро и соответствующим образом адаптирована для накопления и хранения большого количества энергии. Конечно же, это отразилось и на ее стоимости.

Второй важный компонент – стартер, который испытывает большие нагрузки от беспорядочных запусков. Поэтому стартер потребовал доработки для повышения прочности и выносливости его элементов.

Не стоит забывать и о генераторе, который стал так же более нагружен. В отличие от генераторов в обычных автомобилях, он работает с наибольшей эффективностью, когда убирается нога с педали газа или при торможении. При ускорении генератор не работает, а потребители получают энергию непосредственно от аккумулятора. Это сделано для того, чтобы уменьшить количество сжигаемого топлива  во время разгона транспортного средства. В случае, если уровень тока батареи слишком низкий, то генератор начинает выработку энергии независимо от того, разгоняется автомобиль или тормозит. Дополнительный ток зарядки может быть получен от интегрированной в «Start&Stop» систему рекуперации энергии при торможении.

А как же турбина?

Все правильно. Целесообразность применения системы «Старт-Стоп» на бензиновых двигателях с турбонагнетателем или в турбодизелях вызывает ожесточенные споры. Прежде всего, речь идет об эксплуатации турбины, так как от соблюдения нескольких простых правил зависит ее «долголетие». Одна из главных проблем – момент выключения двигателя. Этого нельзя делать сразу после прибытия в пункт назначения, так как надо дать время турбине остыть. Если турбированный двигатель заглушить слишком рано, тогда турбонагнетатель останется без смазки. Это вскоре может привести к повреждению турбины и опустошению бумажника владельца.

Некоторые производители не видят в этом проблемы, например Mitsubishi, и считают, что для охлаждения турбины не нужно специальных «процедур». Другие пошевелили мозгами немного больше и предложили установить специальные датчики, которые измерят температуру турбины, после чего электроника примет решение выключать двигатель или нет. Очевидно, что у любителей «подавить тапку в пол», турбина, будет разогрета до красна, и от системы «Start&Stop» не будет никакого толку. Volkswagen в автомобилях с турбомотором предлагает не отключать полностью двигатель, а лишь деактивировать половину цилиндров. Еще один вариант решения проблемы – электромаслонасос, который после выключения двигателя будет продолжать подавать масло к турбине.

Великие идеи и серые будни.

Попробуем обобщить эту систему и шумиху, связанную с ней. Конечно, хорошо, что большие автомобильные кампании беспокоятся о судьбе нашей планеты. Но действительно ли речь идет только о планете? Да принимаются все более жесткие нормы выбросов СО2, но стоит ли игра свеч? Многочисленные тесты, не те, что проводились производителями в лабораторных условиях, имитирующих повседневную эксплуатацию транспортных средств, а реальные показали, что экономия топлива на 100 км колеблется в пределах всего 1 литра! Превышение барьера в 2 литра пока невозможно.

А теперь посчитаем. Стоимость обычного аккумулятора «Start&Stop» около 4000-5000 рублей, а хорошего – 7000-10000 рублей. Долговечность? В среднем 2-3 года. А как влияют частые остановки и запуски на другие компоненты? Пока, автомобили, оснащенные данной современной технологией еще слишком молоды, чтобы можно было оценить уровень износа отдельных частей. Но в одном можно быть уверенным точно: «Старт-Стоп» - это, прежде всего электроника и в случае ее поломки на ремонт понадобится очень много денег.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить